DOI: 10.17586/2226-1494-2016-16-1-181-190


УДК004.588

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОПЕРАТОРА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

Файзрахманов Р. А., Полевщиков И. С.


Читать статью полностью 
Язык статьи - русский

Ссылка для цитирования: Файзрахманов Р.А., Полевщиков И.С. Моделирование процесса автоматизированного управления формированием профессиональных навыков оператора производственной системы // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2016. Т. 16. № 1. С. 181–190.

Аннотация

Предмет статьи. Предложена математическая модель автоматизированного управления формированием профессио-нальных навыков у обучаемого посредством выполнения упражнений с использованием компьютерного тренажерного комплекса со следующими отличительными чертами: автоматическое получение интегрального показателя качества выполнения упражнения на основе отдельных показателей качества в условиях нечеткости оценки обучаемого при выполнении упражнения по каждому такому показателю в различные моменты времени; автоматическое постепенное введение каждого отдельного показателя качества, подсказок и предупреждений в процесс многократного выполнения упражнения, с целью быстрейшего приобретения обучаемым способности самоконтроля качества своей работы; автоматический контроль динамики постепенного формирования умений и навыков при многократном выполнении упражнения. Метод. В процессе исследования использованы основы теории управления, теория нечетких множеств, метод анализа иерархий, математическое моделирование итеративного научения, моделирование с применением сетей Петри. Основные результаты. Разработана оригинальная математическая модель автоматизированного управления процессом формирования профессиональных навыков у будущих операторов производственных процессов при выполнении практических упражнений на компьютерном тренажерном комплексе. Практическая значимость. Предложенная математическая модель и соответствующие методики могут найти при-менение при создании систем автоматизированного обучения операторов различных процессов.
 


Ключевые слова: автоматизированное управление, автоматический контроль, моделирование, процесс обучения, профессиональные навыки, компьютерный тренажерный комплекс, модели итеративного научения

Благодарности. Авторы выражают благодарность участникам IV Всероссийского конгресса молодых ученых, проходившего с 7 по 10 апреля 2015 года в Университете ИТМО (г. Санкт-Петербург), секции «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» за предметное обсуждение и ценные замечания по теме исследований.

Список литературы

1. Лисицына Л.С., Лямин А.В., Быстрицкий А.С., Мартынихин И.А. Проблема поддержки когнитивных функций в процессе электронного обучения // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2014. № 6 (94). С. 177–184.
2. Файзрахманов Р.А., Полевщиков И.С. Анализ методов и средств автоматизации процесса обучения операторов производственно-технологических систем (на примере операторов перегрузочных машин) // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. C. 120.
3. Яговкин В.И., Стафеев С.К. Интерактивный тренажерный комплекс для государственных образовательных учреждений // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. 2010. № 5 (69). С. 122–125.
4. Fayzrakhmanov R.A., Polevshchikov I.S. Increased of efficiency in the automated training of fuelling machine operators using iterative simulation learning // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 22. N 2. P. 70–75. doi: 10.5829/idosi.wasj.2013.22.tt.22142
5. Lisitsyna L., Lyamin A. Approach to development of effective e-learning courses // Frontiers in Artificial Intelligence and Application. 2014. V. 262. P. 732–738. doi: 10.3233/978-1-61499-405-3-732
6. Bouhnik D., Carmi G. E-learning environments in academy: technology, pedagogy and thinking dispositions // Journal of Information Technology Education: Research. 2012. V. 11. N 1. P. 201–219.
7. Jafarabadi Ashtiani M., Nomanof M., Sadeghi Bigham B., Madadi A. Computer assisted assessment (CAA) and electronic problem based learning // Life Science Journal. 2013. V. 10. N 1. P. 726–730.
8. Park C.J., Hyun J.S. A peer-assessment system connecting on-line and a face-to-face smart classroom // Life Science Journal. 2014. V. 11. N 7. P. 700–705.
9. Карпова И.П. Исследование и разработка подсистемы контроля знаний в распределенных автоматизированных обучающих системах: дис. ... канд. тех. наук. М., 2002. 204 с.
10. Щемелева Т.К. Система подготовки крановщиков с применением тренажеров: 30 лет спустя // Вестник ПНИПУ. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2009. №3. С. 106–109.
11. Файзрахманов Р.А., Полевщиков И.С., Модышева А.С. Особенности комплексной автоматической оценки качества выполнения упражнений на компьютерном тренажере оператора производственно-технологической системы // Инженерный вестник Дона. 2014. № 4–1. С. 119.
12. Файзрахманов Р.А., Полевщиков И.С., Ибраев И.И. Автоматизация контроля динамики освоения умений при выполнении упражнений на компьютерном тренажере оператора производственно-технологической системы // Инженерный вестник Дона. 2014. № 4–1. С. 126.
13. Файзрахманов Р.А., Полевщиков И.С. Методика автоматической оценки качества выполнения упражнений на компьютерном тренажере оператора производственно-технологической системы с использованием нечетких множеств // Инженерный вестник Дона. 2014. № 4–1. С. 111.
14. Beiranvand A., Khodabakhshi M., Yarahmadi M., Jalili M. Making a mathematical programming in fuzzy systems with genetic algorithm // Life Science Journal. 2013. V. 10. N suppl 8. P. 50–57. (In Russian)
15. Файзрахманов Р.А., Полевщиков И.С. Автоматизированное управление формированием профессиональных навыков оператора роботизированной системы с использованием нечеткой логики // Инженерный вестник Дона. 2015. № 4.
16. Mokhtari Nazarlou M. Research on application of hierarchy Petri-net in dynamic workflow modeling // Life Science Journal. 2013. V. 10. N 1. P. 821–825.
17. Taha Mohamed S., Gawad Mostafa M.A., Fathi Mohamed A. A comparative study on Petri Nets in manufacturing applications // Life Science Journal. 2013. V. 10. N 1. P. 1496–1502.
18. Alelaiwi A. UML-based life cycle for the King Saud University scientific excellence prize system // Life Science Journal. 2014. V. 11. N 6 spec. P. 569–574.
 

Информация 2001-2017 ©
Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики.
Все права защищены.

Яндекс.Метрика