УДК004.043, 004.5, 37.04

О ВЛИЯНИИ АДАПТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ НА НАДЕЖНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ

Фуртат Ю. О.


Читать статью полностью 

Аннотация

В современных автоматизированных системах пользователи часто сталкиваются с проблемой информационной перегрузки из-за постоянно возрастающих объемов информации, требующей обработки за короткое время. Работа в таких условиях отрицательно сказывается на качестве работы операторов систем и на надежности самих систем. Одним из подходов к решению задачи информационной перегрузки является создание для автоматизированных систем персонализированных интерфейсов, учитывающих особенности работы пользователей с информацией. Характеристики оператора системы, определяющие предпочитаемые им форму и темп представления информации, формируют когнитивный портрет пользователя.
Для диагностирования характеристик применяется или профессиональное тестирование с привлечением специалистов-психологов, или оперативное тестирование на рабочем месте пользователя. Второй вариант представляется более предпочтительным для использования в автоматизированных системах, поскольку не возникает проблемы нехватки специалистов–психологов. Составление когнитивного портрета при этом проводится в результате взаимодействия пользователя с программными средствами диагностирования, основанными на методиках когнитивной психологии.
Эффект от применения в автоматизированной системе персонализированного пользовательского интерфейса можнооценить, установив, как уменьшение времени реакции пользователя на критические события влияет на уровень надежности и эффективности функционирования системы. Для этого используются формулы теории надежности сложных автоматизированных систем, показывающие зависимость надежности системы от времени реагирования пользователя на критическое событие.


Ключевые слова: автоматизированная система, пользовательский интерфейс, персонализация, адаптация интерфейса, когнитивный профиль

Список литературы
1. Турзин П.С., Пономаренко В.А., Рысакова-Ромашкан С.Л. Уровни понимания информации и структу- ра коммуникативного акта // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 1. С. 30–39.
2. Солсо Р. Когнитивная психология. 6-е изд. СПб: Питер, 2006. 589 с.
3. Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопросы психологии. 1999. Т. 13. № 3. С. 39–47.
4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2004. 192 с.
5. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2006. 369 с.
6. Верлань А.Ф., Сопель М.Ф., Фуртат Ю.О. Особенности оперативного тестирования на рабочем месте операторов систем поддержки принятия решений (СППР) // Математичне та комп’ютерне моделю- вання. Сер. Технічні науки. 2010. В. 3. С. 37–45.
7. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. 4-е изд. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. Кн. 1. 688 с.
Информация 2001-2017 ©
Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики.
Все права защищены.

Яндекс.Метрика