Summaries of the Issue

OPTICAL AND OPTICAL ELECTRONIC SYSTEMS. OPTICAL TECHNOLOGIES

PARAMETERS RESEARCH OF SUPERFICIALLY COLORED POLYMERIC LENSES Anastasiya Kremenskaya, Elena Prunenko
5
The coloring of polymeric eyeglass lenses is used for sun glasses production. Time influence of surface staining of polymer material CR-39 and the dye concentration on its spectral characteristics and the refractive index changing is researched. It is shown that with time increasing of surface staining the refractive index and transmittance decrease.
4
The article deals with mathematical method for eliminating the influence of noise signal on the sensitivity of receiving hydroacoustic antenna based on fiber Bragg gratings.
5
The process of mechanical polishing of polycrystalline zinc sulphide with the use of colophony-based polishing resin was investigated. The optimum pressure range is suggested for mechanical polishing. It is shown that the parameters of treatment process and surface quality of zinc sulfide will be greatly affected not only by composition of polishing resins but also by technique of their preparation.
3
New method of diffraction pattern digital processing, which will allow increasing the accuracy of the diffraction control methods, is developed. It is offered to register coordinates of inflexion points of the diffraction pattern principal maximum, which have high sensitivity to resizing of controllable object.

LASER SYSTEMS AND LASER TECHNOLOGY

5
The present paper is devoted to investigation of influence of thin chrome films microstructure on results of thermochemical oxidation, stimulated by laser radiation. Results of experimental researches of a microstructure and element structure of films from 50 to 140 nanometers are presented. Results of research of laser record on chrome films with the various crystallite sizes are presented. Results comparison of numerical modeling and natural experiments is made.
THIN METAL FILMS STRUCTURE RESEARCH AFTER FEMTOSECOND LASER RECORDING Veiko Vadim Pavlovich, Baranov Alexander Vasilievich, Michail Yarchuk, Alexander Ivanov, Kiril Bogdanov
5
Thermochemical method of thin Cr films modification by laser pulses of super short width is considered. Illumination modes till exhalation are examined. Illuminated areas in the atmosphere and vacuum steady for etching are obtained. Structural and chemical composition of illuminated areas is determined. The most technological mode of Cr modification is selected increasing the method resolution.
3
The article deals with the investigation of anisotropic texture creation on the smooth surface of the alignment films on the basis of amorphous carbon (a-C:H) and indium-tin oxide (ITO) with ultraviolet laser radiation. The results of the investigation are given with optical microscopy of the samples surface before and after the processing of UV laser radiation, and the results of liquid crystal alignment on the processing surface. The influence of the processing conditions on the surface texture is discussed.
6
The research results of laser marking conditions influence on the level of contrast and microgeometry of labels, created on precise beryllium surfaces of gyrodevices, are given. The possibility of obtaining necessary contrast level 0,7±0,1 on the wavelength 860 nm by laser marking was revealed during research.

ANALYSIS AND SYNTHESIS OF COMPLEX SYSTEMS

6
The paper deals with motion control for not actuated pendulum systems under conditions of parametric and functional uncertainties, considering example of inverted position stabilization of inertia wheel pendulum on the movable platform. Obtained adaptive controller allows achieving control task for unknown parameters of the plant, the presence of neglected dynamics and control signal limitation. In contrast to other approaches, obtained algorithm provides real-time adjustment of controller parameters. Effectiveness of proposed approach is illustrated by experimental results.
5
The method for control system synthesis of the power watching electric drive of an azimuthal axis of the big telescope rotary device for Altay optic-laser center is offered.
6
Mathematical model of the coupled quantum waveguide system is constructed. Transmission and reflection coefficients depending on the geometric and energy parameters of the system can be obtained numerically based on it.
5
A software package for performance analysis of algorithms for nonlinear navigation problems is suggested. The possibilities of the package are illustrated.
7
This paper presents approaches for balancing of radial electromagnetic forces of gated motor. These forces arise in a motor when stator windings are divided into several independent winding sections. These sections interact with general rotor with permanent magnet.
5
Operators, describing behavior of two interacting particles in the quantum wire and in the ring, are constructed by means of operator extension theory. Two-body model of quantum wire coupled with quantum ring is described. Model spectrum is numerically studied. The result is compared with equivalent model with one particle.
6
For simultaneous detection of neutrons and high-energy division gamma-rays a new device - low-background spectroscopic position-sensitive neutron detector is proposed to be established based on 3He gas-based neutron counters or glass doped with 6Li and a number of scintillator-based neutron detectors used at the same time as neutron thermalizers. This paper presents the results of registration modeling of neutrons by proposed neutron detector for its various forms and materials and for two different neutron sources.
5
The two ways of taking into account the field inductors are considered for mathematical model that is used in three-dimensional electromagnetic processes simulation with joint boundary and finite element method. The first of them is based on introducing of full scalar potential break surface into calculation area; the second one is based on representation of magnetic field strength as a sum of the incomplete potential gradient and the magnetic field induced by current coils strength.

INSTRUMENT-MAKING TECHNIQUE. ORGANIZATION OF PRODUCTION

FORMATION ALGORITHM DEVELOPMENT OF ORDER PACKAGES IN VIRTUAL ENTERPRISES Anna Salomatina, Igor Subbotin, Yablochnikov Yevgeny I.
4
Various approaches to the problem decision of the order analysis in the cooperation environment are investigated. Application possibility of the qualifier and expert system in algorithm of formation of order packages and select of co-executors is considered.
6
Circuit decisions of the hydrodynamic stand and its brake mechanism of original designs for working off of underwater starting modules of mainly small-sized uninhabited underwater vehicles are considered. Correlations are given, allowing to make an estimation of influence of the stand for work of starting arrangements. By means of the developed settlement model working capacity of a brake mechanism in the big range of speeds of an input of a product in a brake pipe is proved.

COMPUTER SYSTEMS AND INFORMATION TECHNOLOGIES

6
We describe the method of finite state machine induction using both genetic programming and model verification based on testing and model checking. The description of chromosome structure, of genetic algorithm, of cross-over and mutation operations is given. Experimental results for the induction of elevator doors control system are given.
5
The paper suggests a method for generating a 3D face model by a single input image. Algorithm is based on extracting the control points and characteristic features from input image and applying them to a model. A special wavelet transform is used to extract the most informative features from face photograph. Generated model can be used in face recognition systems or for visualization.
5
Model checking is a well developed verification technique; still it is not widely adopted. One of the reasons is that defining formal specification as a set of temporal logic formulae is an error-prone and time-consuming task. This paper gives an overview of the research which focuses on expressing verifiable requirements in a controlled natural language in the framework of automata-based programming. Applicability of the specification patterns in scope of automata-based approach is investigated. Also a formal grammar is introduced to derivate the requirements.
CALCULATIONS OPTIMIZATION IN APPLIED SOFTWARE IN C LANGUAGE ON THE EXAMPLE OF EUROPEAN OPTION PRICING Бастраков С. И., Roman Donchenko, Iosif Meerov, Alexey Polovinkin
6
This paper deals with optimization of applied computational programs in C. The main purpose of optimization in this case is the effective utilization of available computational resources. The study is performed on the example of European call option pricing. We use widespread Heath-Jarrow-Morton (HJM) model for evolution of the forward rate curve. The effectiveness of the proposed approach is confirmed by computational experiments.

MATERIALS AND NANOTECHNOLOGY

5
Images of nanostructured porous glasses by method of confocal laser scanning microscopy are received. These images are the evidence of structures with different optical properties. Images filtration has been done. Intensity histograms according the tints of grey for filtered images have been completed. Relation analysis between histogram maximum height and glass thermal treatment time has been done. Processes in glasses under heat treatment are discussed.

THERMAL PHYSICS AND THEORETICAL HEAT

4
The article describes the use of various versions of digital Kalman filter for solving the boundary and coefficient inverse problems of heat conductivity. It contains descriptions for mathematical models of heat transfer and measurements as well as used algorithms and computational routines. The testing results of developed programs are included.

BIOMEDICAL TECHNOLOGIES

5
The promising areas of modern laser medicine are examined in this work. Goals, objectives and content of the innovative research areas in the field of laser systems and biomedical optical technologies are formulated.
METHOD OF DIFFUSE OPTICAL SPECTROSCOPY FOR IN VIVO ESTIMATION OF TUMOR OXYGENATION DYNAMICS German Golubyatnikov, Anna Maslennikova, Anna Orlova, Tatiana Pryanikova
4
Capabilities of diffuse optical spectroscopy for noninvasive assessing of parameters changing of oxygenation in experimental tumors under its induced modification have been demonstrated. Using this method, the alterations of distribution of oxygenated hemoglobin, deoxygenated hemoglobin, and blood oxygen saturation are shown under the influence of pentoxifyllin – the agent for enhancing the microcirculatory perfusion. Increase of oxyhemoglobin content, characterizing oxygen delivery to tissues, as well as decrease of deoxyhemoglobin concentration, characterizing tissues oxygen consumption, caused recovery of blood oxygen saturation level in the experimental tumor zone.

NEW TECHNOLOGIES IN EDUCATION

SUBJECT-ORIENTED LANGUAGES FOR DESCRIPTION OF SCIENTIFIC COMPETITIONS PROBLEMS Mikhail Bogdanov, Sergey Rukshin, Denis Stepulenok
5
Technology for developing of subject-oriented languages for representations of math problems in distance learning systems is presented in the article. Basic feature of this approach is a possibility to use new class of problems – “self-tested” problems.
4
Problems and principles of creation of interactive training complex for the state educational institutions are discussed in this article. Various spheres of usage of interactive training complex are described. User interface of training complex is demonstrated.

ECONOMICS AND FINANCES. MANAGEMENT

4
The basic research results of competitiveness estimation problems of trade enterprises in the conditions of service-oriented economy are given. Special attention is paid to such components of competitiveness as personnel, finance, service, quality and price. A system of activities for realization and increasing of trade enterprises competitiveness has been worked out.

BRIEF REPORTS

130
The paper describes design decisions made to support problems with generated statements into the DCES system that is intended to organize distance work with problems in mathematics and informatics.
DEFECTS INVESTIGATION OF SI/SIO2 SYSTEM FORCED BY LASER IRRADIATION Kuznetsova Olga V, Pham Quang Tung, Roman Khalestkiy
131
Investigation results of laser irradiation influence on structural properties of silicon-thermal oxide system are shown in this article.
GaAs P-I-N STRUCTURES FOR X-RAY DETECTORS Yuri Zhilyaev, Dmitry Mikulik, Tatyana Orlova, Nikolay Poletaev, Svetlana Snytkina, Leonid Fyodorov, Valery Panteleev
132
The characteristics of GaAs p-i-n structures, made by vapor phase epitaxy, were researched. New conditions of epitaxial growth, allowing the production of thick ultra-pure GaAs layers by single process are worked out.
133
The report contains some recommendations about conversion of 32-digits Windows applications into 64-digits ones.
Copyright 2001-2017 ©
Scientific and Technical Journal
of Information Technologies, Mechanics and Optics.
All rights reserved.

Яндекс.Метрика

Аннотации номера

ОПТИЧЕСКИЕ И ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ. ОПТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

5
Окрашивание полимерных очковых линз используется для изготовления солнцезащитных очков. Исследовано влияние времени поверхностного окрашивания полимерного материала CR-39 и концентрации раствора красителя на изменение его спектральных характеристик и показателя преломления. Показано, что с увеличением времени поверхностного окрашивания показатель преломления и коэффициент пропускания уменьшаются.
4
Рассматривается математический метод устранения влияния сигнала помехи на чувствительность приема гидроакустической антенны на основе волоконных брэгговских решеток.
5
Исследован процесс механического полирования поликристаллического сульфида цинка с использованием полировальных смол на основе канифоли. Рекомендован оптимальный диапазон давлений для проведения механического полирования. Показано, что на параметры процесса обработки и качество поверхности сульфида цинка будет оказывать существенное влияние не только состав полировальных смол, но и их способ приготовления.
3
Разработан новый метод цифровой обработки дифракционных картин, который позволит увеличить точность методов дифракционного контроля. Предложено регистрировать координаты точек перегиба главного максимума дифракционной картины, обладающих высокой чувствительностью к изменению размера контролируемого объекта.

ЛАЗЕРНЫЕ СИСТЕМЫ И ЛАЗЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

5
Рассмотрены вопросы влияния параметров микроструктуры пленок хрома на результаты локального термохимического окисления под действием лазерного излучения. Представлены результаты экспериментальных исследований микроструктуры и элементного состава пленок толщиной от 50 до 140 нм. Приведены результаты исследования лазерной записи по пленкам хрома с различным размером кристаллита. Проведено сравнение результатов численного моделирования и натурных экспериментов.
5
Рассмотрен термохимический метод модификации тонких пленок хрома лазерными импульсами сверхкороткой длительности. Рассмотрены режимы облучения до испарения. Получены облученные участки в атмосфере и в вакууме, устойчивые к травлению. Определен структурный и химический состав облученных областей. Подобран наиболее технологичный режим модификации хрома, который отвечает задаче увеличения разрешающей способности метода.
3
Исследуется возможность создания анизотропной текстуры на гладкой поверхности ориентирующих пленок на основе аморфного углерода (a-C:H) и оксидов индия и олова (ITO) с помощью УФ лазерного излучения. Приводятся результаты исследования с помощью оптической микроскопии поверхности образцов до и после обработки УФ лазерным излучением, а также ориентации жидких кристаллов (ЖК) на обработанной поверхности. Обсуждается влияние условий обработки на текстуру поверхности.
6
Приводятся результаты исследований влияния режимов лазерного маркирования на степень контрастности и микрогеометрии меток, полученных на доведенной поверхности бериллиевых узлов гироприборов. В ходе исследований выявлена возможность получения требуемого уровня контрастности 0,7±0,1 на длине волны 860 нм посредством лазерного маркирования.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ

6
Рассматривается проблема управления движением неполноприводных маятниковых систем в условиях параметрических и функциональных неопределенностей на примере стабилизации перевернутого положения маятника с инерционным колесом на подвижном основании. Разработан адаптивный алгоритм, реализующий цель управления при априорной неизвестности параметров объекта, наличии в системе неучтенной динамики и ограничениях на величину управляющего воздействия. В отличие от известных аналогов, алгоритм поддерживает настройку регуляторов в режиме реального времени. Эффективность предлагаемого подхода проиллюстрирована экспериментальными результатами.
5
Предложена методика синтеза системы управления силового следящего электропривода азимутальной оси опорноповоротного устройства большого телескопа ТИ-3.12 Алтайского оптико-лазерного центра.
6
Построена математическая модель системы связанных волноводов. С ее помощью появилась возможность численно получать зависимость коэффициентов прохождения от геометрических и энергетических параметров системы.
5
Описывается программный комплекс, позволяющий проводить анализ эффективности алгоритмов решения нелинейных задач при проектировании современных навигационных систем.
7
Рассматриваются способы компенсации радиальных сил реакции опор, возникающих в вентильном двигателе при разделении его обмоточной зоны на несколько независимых статорных обмоток, взаимодействующих с общим ротором, содержащим постоянные магниты.
5
С помощью теории самосопряженных расширений строятся операторы, описывающие поведение двух взаимодействующих частиц в проводнике и в кольце. С помощью полученных операторов описывается двухчастичная модель проводника с квантовым кольцом. Спектр полученного оператора численно исследуется на наличие дополнительных точечных уровней. Проводится сравнение результата с аналогичной одночастичной задачей.
6
Для регистрации нейтронов и высокоэнергетичных гамма-квантов деления предлагается создать новое устройство – низкофоновый спектрометрический позиционно-чувствительный детектор нейтронов, представляющий собой счетчик тепловых нейтронов, окруженный сцинтиллятором, выступающим и в роли замедлителя нейтронов. Приводятся предварительные результаты моделирования регистрации нейтронов с различными спектрами предлагаемым детектором.
5
Рассматриваются два способа учета источников поля в математической модели, используемой при моделировании трехмерных электромагнитных процессов совместным методом конечных и граничных элементов. Один из способов основан на введении в расчетную область поверхности разрыва полного скалярного потенциала, во втором используется представление напряженности магнитного поля в виде суммы градиента неполного потенциала и напряженности поля токовых обмоток.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

4
Исследованы различные подходы к решению задачи анализа заказа в условиях кооперационной среды. Рассматривается возможность применения классификатора и экспертной системы в алгоритме формирования пакетов заказов и выбора соисполнителей.
6
Рассмотрены схемотехнические решения гидродинамического стенда и его тормозного устройства оригинальных конструкций для отработки подводных пусковых модулей преимущественно малогабаритных необитаемых подводных аппаратов. Приведены соотношения, позволяющие производить оценку влияния стенда на работу пусковых устройств (ПУ). С помощью разработанной расчетной модели доказана работоспособность тормозного устройства в большом диапазоне скоростей входа изделия в тормозную трубу.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

6
Предлагается метод машинного обучения, основанный на совместном применении генетического программирования и верификации моделей для построения автоматов управления системами со сложным поведением на основе обучающих примеров. Приводится описание структуры хромосом, генетического алгоритма, операций мутации и скрещивания. Изложены результаты экспериментального исследования на задаче построения конечного автомата управления дверьми лифта.
5
Предложен метод построения трехмерной модели лица на основе одной входной фотографии. Алгоритм основывается на выделении контрольных точек и характерных особенностей на представленном изображении и переносе их на модель. Для получения характерных особенностей фотографии применяется специальное wavelet-преобразование, выделяющее наиболее информативные признаки. Полученная модель может быть использована в дальнейшем в задачах визуализации и распознавания образов.
5
Верификация на модели (model checking) является глубоко проработанной технологией проверки корректности программного обеспечения, однако при этом она недостаточно широко используется на практике. Одной из причин является сложность составления формальных требований на языке темпоральных логик. В настоящей работе описывается подход для записи верифицируемых требований на подмножестве естественного языка в контексте автоматного программирования. В частности, приводится анализ применимости шаблонов требований к формальной спецификации автоматных программ, а также описывается грамматика для вывода требований.
6
Рассматриваются вопросы оптимизации вычислений в прикладных расчетных программах на языке С. Основной целью оптимизации в данном случае является эффективная утилизация имеющихся вычислительных ресурсов. Изложение проводится на примере решения задачи определения справедливой цены опциона европейского типа. Эффективность предложенного подхода подтверждена вычислительными экспериментами.

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ И НАНОТЕХНОЛОГИИ

5
Получены изображения наноструктурированных пористых стекол методом конфокальной сканирующей лазерной микроскопии. Изображения свидетельствуют о наличии неоднородной структуры с разными оптическими свойствами. Осуществлена фильтрация изображений и построены гистограммы распределения интенсивности по оттенкам серого для отфильтрованных изображений. Проведен анализ зависимости высоты максимума гистограмм от времени термообработки стекол. Обсуждаются процессы, происходящие в стеклах при термической обработке.

ТЕПЛОФИЗИКА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ТЕПЛОТЕХНИКА

4
Исследовано применение различных модификаций цифрового фильтра Калмана (ФК) для решения граничных и коэффициентных обратных задач теплопроводности. Приведено описание как математических моделей теплопереноса и измерений, так и алгоритмов вычислительных подпрограмм. Представлены результаты тестирования разработанных программ.

БИОМЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

5
Рассмотрены перспективные направления современной лазерной медицины и сформулированы цели, задачи и содержание инновационных направлений исследований в области лазерных систем и биомедицинских оптических технологий.
МЕТОД ОПТИЧЕСКОЙ ДИФФУЗИОННОЙ СПЕКТРОСКОПИИ ДЛЯ IN VIVO ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ ОКСИГЕНАЦИИ ОПУХОЛИ Голубятников Г. Ю., Масленникова А. В., Орлова А. Г., Пряникова Т. И.
4
Продемонстрированы возможности метода оптической диффузионной спектроскопии (ОДС) для неинвазивной оценки динамики нескольких параметров, характеризующих степень оксигенации экспериментальной опухоли при ее искусственной модификации. На фоне действия препарата пентоксифиллина, повышающего микроциркуляторную перфузию, с помощью данного метода выявлены изменения содержания окисленной и восстановленной форм гемоглобина, а также уровня насыщения крови кислородом. Повышение содержание оксигемоглобина, характеризующего поступление кислорода в ткани наряду со снижением содержания дезоксигемоглобина, характеризующего его потребление, наблюдаемые после введения препарата, свидетельствуют о восстановлении уровня насыщения крови кислородом в зоне экспериментальной опухоли.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

5
Разработана технология разработки предметно-ориентированных языков для представления задач математического характера в системах дистанционного обучения, которые для своей проверки не требуют ввода ответа методистом, т.е. обладают свойством «самопроверяемости».
4
Дано описание созданного интерактивного тренажерного комплекса для государственных образовательных учреждений. Предложен подход к созданию и рассмотрены различные сферы применения комплекса. Большое внимание уделено описанию пользовательского интерфейса и режимов работы с тренажерным комплексом.

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ. МЕНЕДЖМЕНТ

4
Представлены основные результаты исследования проблемы конкурентоспособности торговых предприятий в условиях сервисно-ориентированной экономики. Особое внимание уделено таким составляющим конкурентоспособности как цена, качество, персонал, сервис и финансы. Разработан комплекс мероприятий по реализации и повышению конкурентоспособности предприятия торговли.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

130
Описываются проектные решения, принятые для добавления поддержки генерируемых задач в систему DCES, предназначенную для организации удаленной работы с задачами по математике и информатике.
131
Приводятся результаты исследования влияния лазерного излучения на структурные свойства системы кремний-термический окисел с использованием методов просвечивающей электронной микроскопии и локальной катодолюминесценции.
P-I-N СТРУКТУРЫ НА ОСНОВЕ GaAs ДЛЯ ДЕТЕКТОРОВ РЕНТГЕНОВСКОГО ИЗЛУЧЕНИЯ Жиляев Ю. В., Микулик Д. И., Орлова Т. А., Полетаев Н. К., Сныткина С. А., Федоров Л. М., Пантелеев В. Н.
132
Исследованы характеристики полупроводниковых эпитаксиальных p-i-n структур на основе GaAs, выращенных методом газофазной эпитаксии. Разработаны новые условия эпитаксиального роста, позволяющие изготовить «толстые» слои чистого GaAs в рамках одного процесса.
133
Приведены рекомендации для перевода 32 разрядных приложений Windows в 64 разрядные.
Информация 2001-2017 ©
Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики.
Все права защищены.

Яндекс.Метрика