Summaries of the Issue

OPTICAL AND OPTICAL ELECTRONIC SYSTEMS. OPTICAL TECHNOLOGIES

CAD FEATURES FOR DIFFRACTION GRATINGS MODELING Vladimir N. Vasiliev, Dmitriy Vorontsov, Alexander Dragunov, Livshits Irina Leonidovna, Sokolova Elena Alexeevna
1
Computer-aided design features for various types of diffraction gratings using ZEMAX software are investigated. It is shown that the model set choice of diffraction gratings in the most cases is determined by technology of their manufacture. Guidelines for five types of gratings are provided: an elliptical one of the first and second type, a hologram, a binary surface of the first type and optically generated hologram. Connection between the modeling way of diffraction gratings and their manufacturing technology is shown. Recommendations are given for selecting the optimal model for threaded and holographic diffraction gratings.
ABERRATION ANALYSIS OF THE FINE OPTICAL COMPONENT COMPOSITION WITH CONCENTRIC MENISCUS Vasilisa Ezhova, Zverev Victor Alexeevich, Tochilina Tatyana V
6
It is shown that in the image, formed by optical system, consisting of a fine lens and concentric to the final thickness meniscus input pupil of an eye, plananastigmatic aberration correction is possible to achieve. However, therewith the problem of the lenses material choice appears. Such analysis of correction possibilities of the optical system is executed in case, when fine component consists of two fine lenses with optical power of the different sign.
12
A modernized version of specialized software complex for synthesis and reconstruction of Fresnel hologramsprojectors is presented. The algorithm used in the complex is based on the new method of hologram-projectors synthesis - the object partitioning to the standard elements of its structure. The method advantage is the essential reduction of the required calculations. The performance estimation of the new method is given. Results of the successful experimental verification of modernized complex efficiency are given.
17
A non-contact method for spatial position measuring of the objects near the smooth water surface (sea roughness code 0 points) is proposed, based on machine vision technology application. The feature of this method is the possibility of simultaneous measurement of the object height and angular orientation. The algorithm of the measurement system operation is considered. Developed installation description is given intended for the proposed method study. The measurement accuracy of height in the range of 500-1000 mm was 2-3% during the experiment. Measurement error of the angular orientation did not exceed 10%. The error sources and ways of the measurement accuracy improvement are analyzed.

PHOTONICS AND OPTICAL INFORMATICS

24
The dependence of effective parameters in model Hamiltonian is investigated from the point of view of applied ordering scheme of oscillatory rotational interactions. Relations for transformation generators in different ordering schemes of oscillatory rotational interactions are formulated by “disentanglement” technique. The operator of resonance interaction is selected from general operator in effective rotational Hamiltonian on the base of projection operator technique. At strong resonance interaction the dependence from ordering of oscillatory rotational interactions is shown to be weaker than for the cases of middle and weak resonances.
SPECIAL FEATURES OF ITERATION METHODS FOR PHASE PROBLEM IN OPTICS Nalegaev Sergei S , Petrov Nikolay Vladimirovich, Bespalov Viktor G
30
The article deals with general conception for phase problem solution by means of extra data sets which are intensity distributions at image formation plane received at variation of one or several parameters of experimental setup. Offered conception allows easy modifying of iterative methods of wave front reconstruction in accordance with specificity of the current tasks. Insertion of essential differences in registering intensity distributions by change of varying parameter in the process of their recording and presence of mathematical model, accurately describing the process of radiation propagation through optical scheme are the key aspects. From this point of view possibilities of nonlinear optical effects application for wave front phase reconstruction were analyzed.
MANGANESE LUMINESCENCE IN FLUORINE-PHOSPHATE GLASSES Vladimir A. Aseev, Kolobkova Elena V, Nekrasova Yana Andreevna, Nikonorov Nikolay V. , Rokhmin Alexei S
36
The fluorine-phosphate glasses doped with 2 - 20 mol% MnF2 have been developed and synthesized. Active ions concentration dependence on the spectral and luminescent properties of glasses has been investigated. Application of red phosphor based on fluorine-phosphate glasses doped with MnF2 for white light diodes was discussed.

ANALYSIS AND SYNTHESIS OF COMPLEX SYSTEMS

40
The article deals with the numerical methods of the electric drive linear non-adaptive control system stability robustness under the given quantitative estimates of variations in the object model.
44
The article deals with the problems of frequency and time analysis of road surface vibrations caused by passing vehicles. The vibrations are measured by accelerometers installed in the traffic lane markings. Data preprocessing is implemented before using them to analyze the parameters of the traffic flow. The results of spectral analysis and filtering of data are presented.
50
Synthesis conditions of interval observers for linear systems with unknown time-varying parameters are analyzed. Possible cases for compliance with the properties of the cooperative system are considered. The analysis of conditions is held making it possible to construct an interval observer for a given combination of the system properties. Such observer allows getting estimates of the system state variables which contain with assurance the actual value of the state at a given time.
DVB-T FIELD MODELING IN URBAN AREAS Alexander Lomakin, Stanislav Shkolniy
53
Calculation results of DVB-T field modeling intensity made by Longley-Rice model are compared with country measurements. Prognoses and a series of intensity field country measurements are made for different types of wave propagation paths in the conditions of rugged country and dense urban building environment. Comparison results of model and experimental data are discussed.
58
The article deals with application results of the first national measurement system with deep-water three-axis tilt sensors (DTT) based on micromechanical accelerometers (MMA) in the solution of highlands geotechnical monitoring on Olympic speedway Adler - Krasnaya Polyana. It is shown that this system provides on-line monitoring of horizontal displacement array of the ground during a long period of time, thereby providing the timely warning of possible adverse situations during construction and operation. The achieved accuracy level equal to a few millimeters and relatively low cost makes this system more attractive, especially in the continuous monitoring organization of lengthy geological objects.

COMPUTER SYSTEMS AND INFORMATION TECHNOLOGIES

63
The article is devoted to a constructive proof (in Agda programming language) of the fact that Boolean formula satisfiability problem by means of sequent calculus and verification with CTL specifications can be implemented as structurally recursive dependently typed functions.
67
We propose an estimation algorithm for integral value of signal-to-noise ratio (SNR) and its values in frequency domains for sound records quality testing in the speakers’ verification system. The algorithm is characterized by robustness with respect to large variability in recording conditions and sound record quality, as well as the possibility to perform SNR estimation in real time, i.e. at the rate of the incoming signal. The algorithm is based on new procedures of noise spectrum estimation and speech frames detection. The algorithm permits to evaluate SNR in the range from +6dB to +26dB for recordings with a duration of 10s or longer.
ANT COLONY OPTIMIZATION-BASED METHOD OF FINITE-STATE MACHINE INDUCTION Chivilikhin Daniil Sergeevich, Ulyantsev Vladimir Igorevich
72
We propose an estimation algorithm for integral value of signal-to-noise ratio (SNR) and its values in frequency domains for sound records quality testing in the speakers’ verification system. The algorithm is characterized by robustness with respect to large variability in recording conditions and sound record quality, as well as the possibility to perform SNR estimation in real time, i.e. at the rate of the incoming signal. The algorithm is based on new procedures of noise spectrum estimation and speech frames detection. The algorithm permits to evaluate SNR in the range from +6dB to +26dB for recordings with a duration of 10s or longer.
77
An instrumental realization of restoration algorithms for distorted (smeared, defocused and (or) noisy) images is considered. Specific features of programming in C/C++ language of previously developed and published algorithms for direct and, more complicated and important for practice, inverse problem are considered.
81
This article describes the technique of transition from user interface definition of embedded system by aspectoriented approach to definition in the form of a finite-state machine. The applicability of the proposed method is shown on the example of some physical value indicating device. The method describes gradual transition from the initial description of the user interface in terms of the aspect-oriented approach to a directed graph, describing the possible state changes of the user interface, and from the directed graph to a deterministic finite automaton, the mathematical description of which makes it possible to use it as a framework of the future user interface prototype. Examined method of transition from the user interface description of embedded system in terms of the aspect-oriented approach to the user interface description of embedded system as a finite state automaton shows the feasibility of aspect-oriented approach for the development and prototyping of user interfaces of embedded systems.
85
The article provides a brief description of the algorithm for histogram normalization of speech features for speakers’ verification. Results of verification tests with different parameters and modes of normalization are presented. Obtained data make it possible to conclude about the effectiveness of the speech features normalization for increasing the performance of speakers’ verification. Optimal parameters of the normalization algorithm were found.
89
The paper proposes to use the popular text independent speaker identification method based on i-vectors extraction for the solution of the speaker’s age group identification. Two realizations of speaker’s age group detector based on using i-vectors are researched: an approach based on a support vector machine classifier and another one based on a multiple linear regression. Both methods provide a high accuracy rate of speaker’s age group detection by spontaneous speech recordings. The average rate of correct speaker’s age group identification was 61% and 65% respectively for the NIST SRE 2008 speech database.
GENOME CONTIGS ASSEMBLY METHOD BASED ON DE BRUJIN GRAPHS AND OVERLAP GRAPHS Alexandrov Anton V., Sergey Kazakov, Sergey Melnikov, Sergushichev Alexey A. , Fedor Tsarev
93
A method for genome contigs assembly is proposed. This method consists of two stages – quasicontigs assembly and contigs assembly. De Brujin graphs are used on the first stage and overlap graphs on the second one. The method was tested on Maylandia zebra fish genome containing nearly 1 billion nucleotides. Combining de Brujin graphs and overlap graphs makes this method much more space-efficient than the others.

MATERIALS TECHNOLOGY AND NANOTECHNOLOGIES

LEAD-FLUORINE NANOGLASS CERAMIC INVESTIGATION DOPED WITH YTTRIUM AND NEODYMIUM IONS Anastasiya Yu. Bibik, Alexander Trofimov, Nuryev Rustam K., Vladimir A. Aseev, Kolobkova Elena V, Nikonorov Nikolay V.
99
The spectral-luminescent and crystallization properties of lead-fluorine glass and nanoglass ceramic doped with yttrium and neodymium have been investigated. The precipitation of crystalline phases after heat treatment has been observed. The crystal structure, lattice constant and size of the crystalline phase have been determined.
101
The article deals with the possibility of using MatLab programming environment for statistical stereo analysis of disperse systems by their two-dimensional images. We describe features and results of the software module application prepared for creation of a probabilistic, statistically specific 3D-model, which corresponds to a more precise description of the structure and prediction for disperse systems properties.
INFLUENCE OF FILLER SURFACE MODIFICATION ON LATEX FILMS PROPERTIES Evgenia Ryutkyanen, Nikolay V. Sirotinkin, Uspenskaya Maya Valerievna
106
The article presents research results of the polymeric films properties based on chloroprene rubber latex, filled with modified glass microspheres, where a thin polymer film coating is used as a modifier. Influence regularities of these fillers on the composite materials properties are given.

COMPUTER-AIDED DESIGN SYSTEMS

PRINCIPLES OF BRANCH SYSTEM CREATION FOR THE AUTOMATED DESIGN IN AVIATION INSTRUMENTATION Paramonov Pavel P, Gatchin Yuri Armenacovich, Zharinov Oleg O, Zharinov Igor Olegovich, Mikhail Deyko
111
Principles of branch system creation for the automated design of the onboard aviation equipment are considered. Products design routes and software functional diagram of the branch design system are given. Hardware realization solutions of the automated design system based on the local computer network of the instrumentmaking enterprise are described.
117
There is a problem to calculate the path (shape) of a wire by its topological path in the topological approach to the wire routing. An algorithm which calculates the minimum length path of the wire considering design rules is proposed. The algorithm is used for wire shapes calculation in TopoR electronic design automation.

INFORMATION SECURITY METHODS AND SYSTEMS

ALGORITHM OF SPAM-BELONGING DEFINITION FOR DOCUMENTS ON THE BASIS OF FEJER DISPLAYS Korobeynikov Anatoliy Grigorievich, Blinov Stanislav Yu, Leyman Albert V, Markina Galina L, Kutuzov Ilya M
123
The algorithm for definition of e-mail documents belonging to spam on the basis of support vector method is offered. Method modification consists of a dividing hyperplane creation, based on Fejer displays, that allows working with non-stationary data, characteristic for document classification problems.
ANALYSIS OF INTERNET USER IDENTIFICATION METHODS Bessonova Ekaterina E, Igor A. Zikratov, Vladislav Roskov
128
The article deals with mechanisms for user identification in the Internet. A comparative analysis of two ways for user identification based on entropy and regression analysis is proposed. A computational experiment was conducted for results verification.
130
The article deals with the problem of information protection for personal data information systems at development and optimization stages. For solution of this problem depersonalization algorithm is offered to decrease a class of personal data information systems that, in turn, removes the main part of requirements for application of organizational measures and means of information protection.
136
A problem of individuals’ personal identification with partially or fully conflicting details occurs when transferring data from one institution to another. An optimal identification algorithm is proposed based on Levenshtein metric that makes it possible to search individuals in the database by fuzzy comparison. The algorithm is implemented in PL-SQL language in Oracle 11g database.

ECONOMICS AND FINANCES. MANAGEMENT

ONTOLOGY DEVELOPMENT OF OPEN GOVERNMENT DATA ON EXAMPLE OF ST. PETERSBURG BUDGET EXPENDITURES Parkhimovich Olga V , Vlasov Vitaly V , Mouromtsev Dmitry I
141
This issue examines development stages of open government data publication system for St. Petersburg budget departmental expenditures. The reasons for ontology creation are given from the point of view unified terminological dictionary formation for users and for integration of information resources and systems. The common ontology structure and the process of ontology developing for this system are described. Suggested design method makes it possible to modify and update developed ontology with the change in input data or regulatory papers.

BRIEF REPORTS

X-RAY DIFFRACTION ANALYSIS OF OXIFLUORIDE NANOGLASS CERAMIC DOPED WITH YTTERBIUM AND ERBIUM Alexander Trofimov, Anastasiya Yu. Bibik, Nuryev Rustam K., Nikonorov Nikolay V. , Kolobkova Elena V, Vladimir A. Aseev
147
The precipitating of the crystalline phase in oxifluoride nanoglass ceramic doped with ytterbium and erbium has been observed. The crystal structure, lattice constant and size of the particles have been determined.
METHOD OF FUNCTIONALITY EXPANSION OF MOBILE TERMINAL FOR MOBILE OBJECTS MONITORING Tikhomolov Anatoly A , Konstantin Tkachev, Karmanovskiy Nikolay Sergeevich
148
The article deals with a scheme of module mobile terminal for monitoring of mobile objects (GLONASS/GPS tracker) using two single-chip microcontrollers, connected through a common system bus. This method provides a large functionality expansion of the tracker and makes it easily adapting according to the demands of customers. The scheme is implemented in the certified tracker construction.
150
Characteristics of the system were studied in laboratory conditions. The research confirmed effectiveness of the proposed angular deformation measurement system for large-size objects such as the primary mirror of a radio telescope.
151
Research method of multi matrix system for deformation measuring of mirror elements of rotary radio telescopes is suggested. Results of the model experiment are presented.
ORGANIZATION AND PLANNING OF THE INSTRUMENT-MAKING ENTERPRISE ACTIVITIES AT CARRYING OUT OF SCIENTIFIC-RESEARCH AND EXPERIMENTAL-DESIGN WORKS IN AVIATION Paramonov Pavel P, Gatchin Yuri Armenacovich, Zharinov Igor Olegovich, Zharinov Oleg O, Ruben Shek-Iovsepjantz
152
Forms of planning for the activities of the instrument-making enterprise in aviation are considered. The features of the strategic, tactical and operational planning are given.
154
The article deals with implementation possibility reasoning and application features of stereoscopic method for objects coordinates measuring in optical electronic system for deformation monitoring of large-size dome structures.
Copyright 2001-2019 ©
Scientific and Technical Journal
of Information Technologies, Mechanics and Optics.
All rights reserved.

Яндекс.Метрика

Аннотации номера

ОПТИЧЕСКИЕ И ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ. ОПТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДИФРАКЦИОННЫХ РЕШЕТОК Васильев В. Н., Воронцов Д. Н., Драгунов А. И., Лившиц И. Л., Соколова Е. А.
1
Исследуются особенности автоматизированного проектирования различных типов дифракционных решеток с использованием программы ZEMAX. Показано, что выбор моделей задания дифракционных решеток в большинстве случаев определяется технологией их изготовления. Представлены рекомендации по заданию пяти типов решеток – эллиптической решетки первого и второго типа, голограммы, бинарной поверхности первого типа и оптически сформированной голограммы. Показана связь способа моделирования дифракционных решеток с технологией их изготовления. Даны рекомендации по выбору оптимальной модели для нарезных и голограммных дифракционных решеток.
6
Показано, что в изображении, образованном оптической системой, состоящей из тонкой линзы и концентричного входному зрачку мениска конечной толщины, принципиально можно достичь плананастигматической коррекции аберраций. Однако при этом возникает проблема выбора материала линз. Подобный анализ коррекционных возможностей оптической системы выполнен и в том случае, когда тонкий компонент состоит из двух тонких линз, оптическая сила которых имеет разный знак.
12
Представлен модернизированный вариант специализированного программного комплекса синтеза и восстановления голограмм-проекторов Френеля. Примененный алгоритм основан на новом методе синтеза голограмм-проекторов, заключающемся в разбиении объекта на типовые элементы его структуры. Достоинством метода является обеспечиваемая им возможность существенного сокращения объема требуемых вычислений. Проведена оценка производительности предлагаемого метода. Приведены результаты экспериментальной проверки работоспособности модернизированного комплекса.
17
Предложен бесконтактный метод измерения пространственного положения объектов вблизи зеркальной водной поверхности (балльность волнения 0 баллов), основанный на использовании технологий технического зрения. Особенностью метода является возможность одновременного измерения высоты и угловой ориентации объекта. Рассмотрен алгоритм работы измерительной системы. Приведено описание разработанной установки, предназначенной для исследования предложенного метода. При проведении экспериментов достигнутая точность измерения высоты в диапазоне 500–1000 мм составила 2–3%. Погрешность измерения угловой ориентации при этом не превышала 10%. Рассмотрены источники погрешностей и способы повышения точности измерений.

ФОТОНИКА И ОПТОИНФОРМАТИКА

24
Исследована зависимость эффективных параметров в модельном гамильтониане изучаемой проблемы от молекулярных констант с точки зрения применяемой при построении гамильтониана схемы упорядочения колебательно-вращательных взаимодействий. Сформулированы соотношения для генераторов преобразования в различных схемах упорядочения колебательно-вращательных взаимодействий при помощи техники «распутывания» экспоненциальных операторов. При помощи техники проекционных операторов выделен оператор резонансного взаимодействия из оператора общего вида в эффективном вращательном гамильтониане. Показано, что при сильном резонансном взаимодействии зависимость от упорядочения колебательно-вращательных взаимодействий более слабая, нежели при среднем и слабом резонансах.
30
Представлена общая концепция решения фазовой проблемы с использованием дополнительных наборов данных, которыми являются распределения интенсивности в плоскости формирования изображения, полученные при изменении одного или нескольких параметров установки. Предложенная концепция позволяет легко модифицировать итерационные методы восстановления волнового фронта в соответствии со спецификой решаемых задач. Ключевыми положениями являются внесение существенных различий в регистрируемые распределения интенсивности путем изменения варьируемого параметра в процессе их записи и использование математической модели, точно описывающей процесс распространения излучения через установку. С этой точки зрения проанализированы возможности использования нелинейных оптических эффектов для восстановления фазы волнового фронта.
ЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ МАРГАНЦА ВО ФТОРФОСФАТНЫХ СТЕКЛАХ Асеев В. А., Колобкова Е. В., Некрасова Я. А., Никоноров Н. В., Рохмин А. С.
36
Разработаны и синтезированы фторфосфатные стекла, содержащие MnF2 в концентрациях 2–20 мол.%. Исследована зависимость спектрально-люминесцентных свойств стекол от концентрации ионов-активаторов. Обсуждаются перспективы применения такой среды в качестве красного люминофора в диодах белого света.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ

40
Рассматриваются численные методы анализа робастности свойства устойчивости линейной неадаптивной системы управления электроприводов при заданных количественных оценках вариаций модели объекта. Описывается алгоритм процедуры оценки, иллюстрированный примером. Предложенный метод анализа робастности гарантирует работоспособность реальной системы.
44
Рассматриваются проблемы частотного и временного анализа вибраций дорожного покрытия, вызванных проезжающими транспортными средствами. Вибрации измеряются акселерометрами, устанавливаемыми на дорожную разметку. Реализуется предварительная обработка данных перед дальнейшим использованием их для анализа параметров движения транспортного потока. Приведены результаты обработки данных с помощью спектрального анализа и фильтрации.
50
Анализируются условия синтеза интервальных наблюдателей для линейных систем с неизвестными нестационарными параметрами. В англоязычной литературе этот класс систем получил наименование Linear Parameter-Varying Systems (LPV systems). Рассматриваются возможные варианты соблюдения свойств кооперативности системы, проводится анализ условий, при которых для данной комбинации свойств системы возможно построение интервального наблюдателя, позволяющего получить область оценок переменных состояния системы, гарантированно содержащую фактическое значение состояния в данный момент времени.
53
Результаты расчетов напряженности поля DVB-T по модели Лонгли–Райса сопоставлены с измерениями, выполненными на местности. Прогноз и серия натурных измерений напряженности поля выполнены для различных типов трасс распространения волн в условиях сильно пересеченной местности и плотной городской застройки. Обсуждаются результаты сравнений модельных и экспериментальных данных.
58
Анализируются результаты применения первой отечественной измерительной системы с глубинными трехкоординатными датчиками наклона на базе микромеханических акселерометров при решении задачи геотехнического мониторинга горных участков олимпийской трассы Адлер – Красная поляна. Показано, что рассматриваемая система позволяет реализовать оперативный контроль горизонтальных смещений массивов грунта в течение длительного времени, обеспечивая тем самым своевременное предупреждение возможных неблагоприятных ситуаций в процессе строительства и эксплуатации объекта. Достигнутый уровень точности, составляющий несколько миллиметров, и относительно невысокая стоимость делают данную систему привлекательной при организации непрерывного контроля особо протяженных геологических объектов.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

63
Предлагается конструктивное доказательство (в виде программы на языке Agda) того, что решение задачи о выполнимости булевой формулы при помощи исчисления секвенций и верификация с использованием темпоральных спецификаций на языке CTL могут быть представлены в разрешимом подмножестве зависимой системы типов.
67
Предложен алгоритм оценки интегрального значения отношения сигнал/шум и его значений в частотных полосах для определения качества фонограмм в системе верификации дикторов. Особенность разработанного алгоритма состоит в робастности по отношению к большой вариативности условий записи и качества фонограмм, а также возможности выполнения оценки в режиме реального времени, т.е. в темпе поступления речевого сигнала. В основу алгоритма положены новые способы оценки спектра шума и детектирования речи. Эксперименты показали достаточную для практических применений достоверность оценок отношения сигнал/шум в диапазоне от 6 до 26 дБ на записях длительностью от 10 с и более.
72
Предлагается метод построения управляющих конечных автоматов по выбранной функции приспособленности, основанный на применении муравьиных алгоритмов. Проводится его апробация на задаче об «Умном муравье». Показано, что метод обладает большей производительностью по сравнению с традиционным подходом к построению управляющих автоматов на основе генетических алгоритмов. Предлагаемый метод не требует реализации таких нетривиальных операторов, как, например, скрещивание или мутация.
77
Рассматривается инструментальная реализация алгоритмов восстановления искаженных (смазанных, дефокусированных и (или) зашумленных) изображений. Рассмотрены особенности программирования на языке C/C++ ранее разработанных и опубликованных алгоритмов для прямой, а также более сложной и важной для практики обратной задачи.
81
Предлагается методика перехода от описания пользовательского интерфейса встраиваемой системы с использованием аспектно-ориентированного подхода к описанию в виде конечного автомата. Применимость предлагаемого способа демонстрируется на примере устройства индикации какой-либо физической величины. Производится описание последовательных переходов от первоначального описания пользовательского интерфейса в терминах аспектно-ориентированного подхода к ориентированному графу, описывающему возможные варианты изменения состояний пользовательского интерфейса, и от ориентированного графа к детерминированному конечному автомату, математическое описание которого дает возможность использовать его как каркас будущего прототипа пользовательского интерфейса. Рассмотренный в работе порядок перехода от описания пользовательского интерфейса встраиваемой системы в терминах аспектно-ориентированного подхода к описанию пользовательского интерфейса встраиваемой системы в виде конечного автомата демонстрирует применимость аспектно-ориентированного подхода для разработки и прототипирования пользовательских интерфейсов встраиваемых систем.
85
Содержится краткое описание алгоритма гистограммной нормализации речевых признаков применительно к задаче верификации дикторов. Приведены результаты верификационных тестов при различных параметрах и режимах нормализации. На основании полученных данных сделаны выводы об эффективности использования нормализации речевых признаков для улучшения качества верификации дикторов и найдены оптимальные условия использования алгоритма нормализации.
89
Предлагается использовать популярный в текстонезависимой идентификации диктора метод выделения i-векторов для решения задачи идентификации возрастной группы говорящего. Исследуется две реализации системы идентификации возрастной группы говорящего: предложен подход на базе машины опорных векторов, а также подход на основе линейной регрессионной модели. В обоих случаях была достигнута хорошая надежность детектирования возрастной группы диктора по записям фонограмм устной речи. Средний процент правильной идентификации возрастной группы диктора составил 61% и 65% соответственно на речевой базе NIST SRE 2008.
93
Предлагается метод сборки контигов геномных последовательностей. Особенностью этого метода является разбиение процесса сборки контигов на два этапа – сборка квазиконтигов из чтений и сборка контигов из квазиконтигов. На первом из этапов используется граф де Брюина, на втором – граф перекрытий. Описываются результаты экспериментального исследования разработанного метода на чтениях генома рыбы Maylandia zebra, размер генома которой составляет примерно миллиард нуклеотидов. Преимущество разработанного метода состоит в том, что для его работы требуется существенного меньше оперативной памяти по сравнению с существующими программными средствами для сборки генома

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ И НАНОТЕХНОЛОГИИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ИТТРИЕВЫХ СВИНЦОВО-ФТОРИДНЫХ НАНОСТЕКЛОКЕРАМИК, АКТИВИРОВАННЫХ ИОНАМИ НЕОДИМА Бибик А. Ю., Трофимов А. О., Нурыев Р. К., Асеев В. А., Колобкова Е. В., Никоноров Н. В.
99
Исследованы физико-химические и люминесцентные свойства иттриевых свинцово-фторидных стекол, активированных неодимом, и наностеклокерамик на их основе. Изучено выделение кристаллических фаз после термообработки стекол, рассчитаны размеры кристаллов и определены параметры элементарной ячейки.
101
Рассмотрена возможность применения среды программирования MATLAB для статистического стереоанализа дисперсных систем по их двумерным изображениям. Описаны функции и результаты использования программного модуля, подготовленного для построения вероятностной, статистически обусловленной 3D-модели, которая соответствует более точному описанию структуры и прогнозированию свойств дисперсных систем.
106
Представлены результаты исследования свойств полимерных пленок хлоропренового латекса, наполненных модифицированными микрошариками, где в качестве модификатора используется тонкое полимерное покрытие на основе поливинилхлоридной пленки. Выявлены закономерности влияния представленных наполнителей на свойства композиционных материалов.

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

111
Рассматриваются принципы построения отраслевой системы автоматизированного проектирования бортового авиационного оборудования. Приведены маршруты проектирования изделий, функциональная схема программного обеспечения отраслевой системы проектирования. Описаны аппаратные решения реализации системы автоматизированного проектирования на базе локальной вычислительной сети приборостроительного предприятия.
117
В топологическом подходе к трассировке печатных плат возникает задача вычисления пути (формы) проводника по его топологическому пути. Предложен алгоритм, вычисляющий путь минимальной длины с соблюдением конструктивно-технологических ограничений. Алгоритм используется при расчете формы проводников в системе автоматизированного проектирования TopoR.

МЕТОДЫ И СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПАМНОСТИ ДОКУМЕНТОВ НА ОСНОВЕ ФЕЙЕРОВСКИХ ОТОБРАЖЕНИЙ Коробейников А. Г., Блинов С. Ю., Лейман А. В., Маркина Г. Л., Кутузов И. М.
123
Предложен алгоритм определения спамности почтовых документов на базе метода опорных векторов. Модификация метода заключается в построении разделяющей гиперплоскости на основе фейеровских отображений, что позволяет работать с нестационарными данными, характерными для задач классификации документов.
АНАЛИЗ СПОСОБОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Бессонова Е. Е., Зикратов И. А., Росков В. Ю.
128
Рассматриваются механизмы идентификации пользователей в сети Интернет. Предложен сравнительный анализ способов идентификации на основе регрессионного анализа и энтропийного подхода. Для проверки полученных результатов проведен вычислительный эксперимент.
130
Рассматривается проблема обеспечения безопасности информационных систем персональных данных на стадиях разработки и оптимизации. Для решения данной проблемы предлагается использовать алгоритм деперсонализации для понижения класса информационных систем персональных данных, что, в свою очередь, снимает основную часть требований по применению организационных мер и технических средств защиты информации.
136
При передаче данных от одного учреждения к другому возникает проблема персональной идентификации физических лиц, у которых частично или полностью не совпадают реквизиты. В работе предложен оптимальный алгоритм идентификации на основе метрики Левенштейна, позволяющий выполнять поиск физических лиц в базе данных на основе нечеткого сравнения. Алгоритм реализован на языке PL-SQL в СУБД Oracle 11g.

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ. МЕНЕДЖМЕНТ

141
Представлено описание методологии и процесса разработки онтологии открытых государственных данных на примере ведомственной структуры расходов бюджета Санкт-Петербурга. Выполнено обоснование необходимости в создании онтологии как с точки зрения формирования единого терминологического словаря для пользователей и программных агентов, так и для интеграции информационных ресурсов и систем. Приведена общая структура онтологии, описан процесс ее реализации. Кроме того, предложенная схема разработки онтологии позволяет осуществлять ее дальнейшую модификацию и дополнение при изменении исходных данных или нормативных документов.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

РЕНТГЕНОФАЗОВЫЙ АНАЛИЗ ИТТЕРБИЙ-ЭРБИЕВЫХ ОКСИФТОРИДНЫХ НАНОСТЕКЛОКЕРАМИК Трофимов А. О., Бибик А. Ю., Нурыев Р. К., Никоноров Н. В., Колобкова Е. В., Асеев В. А.
147
Исследованы кристаллические фазы наностеклокерамик, активированных ионами иттербия и эрбия, методом рентгенофазового анализа. Определены состав кристаллической фазы, размер кристаллов и параметры элементарной ячейки.
148
Представлена структурная схема модульного мобильного терминала мониторинга подвижных объектов с применением двух однокристальных микроконтроллеров, объединенных одной системной шиной. Предложенное решение существенно расширяет функциональные возможности терминала и делает его легко адаптируемым под требования конкретных заказчиков. Схема реализована в конструкции блока, прошедшего сертификацию.
150
В лабораторных условиях исследованы характеристики системы определения угловых деформаций крупногабаритных объектов типа основного зеркала радиотелескопов. Результаты исследований подтвердили эффективность предложенной системы.
151
Предложена методика исследований многоматричной системы измерения деформаций зеркальных компонентов полноповоротных радиотелескопов. Приводятся результаты экспериментов с макетом системы.
152
Рассматриваются формы планирования деятельности приборостроительного предприятия авиационной отрасли. Приводятся особенности стратегического, тактического и оперативного планирования.
154
Приведено обоснование возможности реализации и рассмотрены особенности применения стереоскопического метода измерения пространственных координат объектов в оптико-электронной системе контроля деформаций крупногабаритных купольных конструкций.
Информация 2001-2017 ©
Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики.
Все права защищены.

Яндекс.Метрика