Summaries of the Issue

REVIEW ARTICLE

1
The article deals with present situation review and analysis of development prospects for integrated on-board computing systems, used in the aviation instrument-making industry. The main attention is paid to the projects carried out in the framework of an integrated modular avionics. Hierarchical levels of module design, crates (onboard systems) and aviation complexes are considered in detail. Examples of the existing products of our country and from abroad and their brief technical characteristics are given and voluminous bibliography on the subject matter as well.

OPTICAL AND OPTICAL ELECTRONIC SYSTEMS. OPTICAL TECHNOLOGIES

ASPECTS OF HIGH-STRENGTH OPTICAL FIBER MANUFACTURE Korobeynikov Anatoliy Grigorievich, Gatchin Yuri A, Dukelskiy Konstantin V, Ter-Nersesyantz Egiche Vavikovich
18
Analysis results of the basic technological processes for high-strength optical fiber manufacture are presented. Major factors influencing the durability of fiber optical paths are considered. Manufacturing recommendation for high-strength long-length optical paths by MCVD method is given.
DETERMINATION OF OPTICAL LOSSES AT FIBERS JOINING WITH DIFFERENT MODEFIELD DIAMETER Varlamov Andrey V, Kulikov Andrey Vladimirovich, Vladimir E. Strigalev, Varzhel Sergey V., Aksarin Stanislav Mikhailovich
23
For optical losses reducing at fiber optic systems creation the angular distribution of the output radiation of birefringent optical fibers with elliptical stress cladding with 4, 12, 16 and 18 mol. % GeO2 is measured. Obtained data make it possible to predict losses at joining of optical fibers with elliptical stress cladding and different concentrations of GeO2 with each other, as well as standard telecom fibers, such as SMF-28, other birefringent optical fibers and integrated optics components.
CERIUM IONS INFLUENCE ON A LUMINESCENCE AND ABSORPTION OF MOLECULAR SILVER CLUSTERS IN SILICATE GLASSES AFTER ION EXCHANGE Dyomichev Ivan Alexeevich, Egorov Vladimir I, Postnikov Evgeniy S, Sgibnev Evgeniy M, Sidorov Alexander Ivanvich, Khrushcheva Tatiana A
27
Luminescence and absorption spectrums of silicate glasses containing silver, embedded by ion exchange, were investigated. Intensive luminescence of such glasses was shown to appear right after ion exchange that can be associated with neutral molecular clusters of silver Agn formation. The increase of cerium ions concentration was also shown to cause the increase of luminescence intensity of the samples. The following UV-treatment decreases luminescence intensity. Thermal treatment under 300-350 0С temperature increases the luminescence intensity.
33
The article deals with results that confirm the possibility of time-of-flight PMD-cameras application for shortdistance measuring (0.2-5 m) to water surface. Main features of the PMD-technology are considered. Developed experimental setup is presented. An experiment, confirming the efficiency of PMD-cameras under natural conditions is described. Experimental 3D-images of water surface shape are presented with corresponding explanation. Graphical results of statistical processing of valid pixels of 3D-images are presented. 3D-image processing algorithms are proposed for estimate of distance. The results may be useful in solving the problems of liquid level measurement, determining the parameters of sea waves and measuring the height of the movement of object above the water surface.

PHOTONICS AND OPTICAL INFORMATICS

40
The method of dynamic data processing in spectral optical coherence tomography based on Kalman filtering is suggested. Adaptive choice possibility of necessary number of spectral samples to ensure required resolution for a particular investigated sample is shown. Examples of experimental data processing obtained at biological objects investigating are presented.
45
The method of dynamic analysis for the wave packet parameters is considered. The method involves selection and evaluation of the amplitudes and phases of the separate monochromatic components of a wave packet. Positions of the intensity maximum of the wave packet can be determined using initial phases of monochromatic components estimated by nonlinear discrete Kalman filter.
AMINO ACIDS IDENTIFICATION IN THE HUMAN SKIN BY SPECTRA APPLICATION OF 0,05-1,2 THZ RANGE Smolyanskaya Olga A, Kapralova Angelina V, Balbekin Nikolay S, Romanov Ilya R, Prozheev Igor V, Strepitov Evgeniy A, Prosanov Igor Y, Ezerskaya Anna A, Tsurkan Maria V
50
Spectra of human skin and tableted preparations of amino acids in 0,05 1,2 THz range are obtained by terahertz spectroscopy method with time resolution. Comparison of the amino acids spectral lines is made for their identification in the skin. It is shown that the following amino acids are the most clearly visible in the skin spectrum: tryptophan, cysteine, alanine, glycine, phenylalanine and histidine. Terahertz spectral lines of the mentioned amino acids are associated with molecules oscillating modes, caused by chemical reactions, hydration processes and molecules conformal changes in the human skin. Determination of amino acids spectral lines and other specific molecules, involved in the metabolic processes of the skin, is necessary for the development of terahertz diagnostic tool with maximum sensitivity and selectivity.
STUDY OF SURFACE LAYERS MICROSTRUCTURE FOR PLANT TISSUE BY OPTICAL COHERENCE MICROSCOPY Volynsky Maxim Alexandrovich, Gurov Igor P, Zhukova Ekaterina V., Margaryants Nikita B., Ryseva Ekaterina S
54
The surface layers microstructure of biological tissue on the example of plant fruit exocarp was investigated by spectral optical coherence microscopy with tunable wavelength in the 1305  75 nm range and by the method of correlated optical coherence microscopy at the mean wavelength value equal to 940 nm. The experiments were performed for the intact and defect structures, and calculation of the surface profile of exocarp was performed.

ANALYSIS AND SYNTHESIS OF COMPLEX SYSTEMS

PARAMETRICAL E -INVARIANCE SUPPORT OF THE SYSTEM OUTPUT UNDER THE PLANT UNCERTAINTY Alexandrova Sophia A., Musaev Andrey A, Slita Olga V., Ushakov Anatoly Vladimirovich
60
The article deals with the problem of parametrical E -invariance support of continuous system output. The problem is solved for the plant state matrix given in attending form with impracticable conditions of absolute parametric invariance. Results are illustrated with an example.
ELECTROMAGNETIC SAFETY OF ELECTRIC TRANSPORT SYSTEMS: MAIN SOURCES AND PARAMETERS OF MAGNETIC FIELDS Ptitsyna Natalia G, Kopytenko Yuri A, Ismagilov Valery S, Korobeynikov Anatoliy Grigorievich
65
Magnetic fields produced by electric drive vehicles may break electromagnetic safety. For electromagnetic safety and electromagnetic compatibility knowledge about characteristics and sources of magnetic fields in the electric transport is necessary. The article deals with analysis of available data about magnetic fields in electric cars and comparison with results of our measurements carried out in the other types of electrified transport systems.
71
The existing actual material on experimental assessment of positioning error in VRS GPS networks is analyzed where the mobile receiver is provided with virtual reference station. The method of highly informative zone is suggested for removal of initial uncertainty in reference station selection with the aim to develop minimal GPS network consisting of three reference stations. Methodical recommendations and directions are given for the suggested method application.
77
The article deals with electric drive model considering the non-linearity of permanent-magnet synchronous motor such as cogging torque and field harmonic torque. Permanent-magnet synchronous motor parameters identification algorithms and cogging torque compensation and field harmonic torque compensation are proposed. These algorithms increase the efficiency of precision electric drive by magnifying the accuracy of positioning. The results have experimental confirmation.

COMPUTER SYSTEMS AND INFORMATION TECHNOLOGIES

84
Algorithm of frames distribution over redundant heterogeneous channels, taking into account the physical characteristics of channels is proposed. Simulation model of the algorithm based on MATLAB / Simulink confirms the advantages of the algorithm as compared to RoundRobin and RateBalace algorithms.
88
For probability distributions with variation coefficient, not equal to unity, mathematical dependences for approximating distributions on the basis of first two moments are derived by making use of multi exponential distributions. It is proposed to approximate distributions with coefficient of variation less than unity by using hypoexponential distribution, which makes it possible to generate random variables with coefficient of variation, taking any value in a range (0; 1), as opposed to Erlang distribution, having only discrete values of coefficient of variation.
94
The article deals with the peculiarities of distributed cluster system creation with streaming data replication. Ways of replication cluster implementation in CORBA-systems with ZeroMq technology are presented. Major advantages of ZeroMQ technology over similar technologies are considered in this type distributed systems creation.

LASER AND BIOMEDICAL TECHNOLOGIES

FABRICATION OF TISSUE-SIMULATIVE PHANTOMS AND CAPILLARIES AND THEIR INVESTIGATION BY OPTICAL COHERENCE TOMOGRAPHY TECHNIQUES Bykov Alexander V, Volkov Mikhail Vladimirovich, Volynsky Maxim Alexandrovich, Gurov Igor P, Kinnunen Matti , Margaryants Nikita B., Popov Alexey P
98
Methods of tissue-simulative phantoms and capillaries fabrication from PVC-plastisol and silicone for application as test-objects in optical coherence tomography (OCT) and skin and capillary emulation are considered. Comparison characteristics of these materials and recommendations for their application are given. Examples of phantoms visualization by optical coherence tomography method are given. Possibility of information using from B-scans for refractive index evaluation is shown.
103
A method of hyperspectral data formation on micro objects is suggested. The method is based on an observed sample illuminating in microscope sequentially at different wavelengths and on accumulation time tuning of photo electric charge of matrix photo detector for each image area under wavelength change. This makes it possible to obtain undistorted information at the areas with weak reflection as well as strong reflection and provides formation of resulting image with enhanced contrast.
107
Modeling method for multilayer random heterogeneous tissues is developed based on mathematical tools of stochastic difference equations. A method for describing the random boundary of tissue is suggested. Examples of multilayer random heterogeneous tissues with different parameters of their internal microstructure are presented.

MATERIALS TECHNOLOGY AND NANOTECHNOLOGIES

114
The article deals with computational thermodynamic method for determination of phase chemical composition of metal alloys surface formed under laser action in the atmosphere, depending on its volume components, conditions of laser exposure and atmosphere composition. By giving an example of laser heating of complex alloy (alloyed steel) in the air it is demonstrated that from a set of various possible reactions of interaction between iron, nickel or chrome with air components (oxygen, nitrogen, carbon, their compounds, atmospheric moisture, etc.), only strictly defined reactions are realized. Primarily, these are metal oxidation processes with the formation of an oxide film, whose phase and chemical composition is determined by temperature and heating time. Calculation data are confirmed by the experimental data provided by energy-dispersive X-ray spectroscopy.
119
Recording mediums on the base of liquid crystals (LC) are described in conception of two-step photography. Suggested formalism opens the possibilities to describe the radiation recording and distribution of physical fields on the surface using developed methods of traditional photography.

COMPUTER-AIDED DESIGN SYSTEMS

124
The article deals with the problem of very large-scale integration circuit partitioning. A graph is selected as a mathematical model describing integrated circuit. Modification of ant colony optimization algorithm is presented, which is used to solve graph partitioning problem. Ant colony optimization algorithm is an optimization method based on the principles of self-organization and other useful features of the ants’ behavior. The proposed search system is based on ant colony optimization algorithm with the improved method of the initial distribution and dynamic adjustment of the control search parameters. The experimental results and performance comparison show that the proposed method of very large-scale integration circuit partitioning provides the better search performance over other well known algorithms.

INFORMATION SECURITY METHODS AND SYSTEMS

129
The article deals with the methodology for risks assessment of availability losses in financial information systems after changes made in them by using trees of damages. A description of damages tree generation for each identified possible event is presented that potentially can lead to the system availability loss. An example is given, illustrating the methodology application that gives the possibility to choose the optimal software testing strategy.

ECONOMICS AND FINANCES. MANAGEMENT

APPLICATION OF THEORETICAL OPTIONS PRICING TO ALGORITHMIC TRADING STRATEGIES Toropov Alexander V, Dmitry V. Ivanov, Shpolyanskiy Yuri Alexandrovich
136
We implemented analytical and numerical models of theoretical pricing for European, American, Asian and barrier options. An original computational approach is applied to the case of multiple payments of discrete dividends. The models are in the ground of the developed automatic strategies for algorithmic trading including those for market-making, hedging, risk management, and trading of combinations. These strategies are used successfully by large banks and trading firms.

NEW TECHNOLOGIES IN EDUCATION

142
The article deals with approach for planning and estimation of competences learning outcomes for Federal State Educational Standard of Higher Professional Education (FSES HPE) in the framework of information and educational environment development of the higher education institution, based on the discipline content structuring for formation of the standard competences learning results and the principle of interdisciplinary training. Connection of FSES HPE competences learning outcomes with types and forms of students’ trainings, types and forms of their control in a discipline is analyzed. Techniques of estimation means development for the current, module and intermediate control of expected competences learning outcomes for FSES HPE are considered. Examples of the developed techniques application are given.
149
The article deals with the link between the natural (or artificial) intelligence and the environment system complexity. Symbiotic integration model is developed that includes both natural and artificial intelligence in organized technical environments. It is shown that the artificial environments tend to influence the intelligence abilities development and manifestation because of autopoetics type of intersystem links. The term “diffusive intelligence” is introduced meaning the integration of natural and artificial intelligence in structured environment.
APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN COMPUTER AIDED LANGUAGE LEARNING Tampel Ivan B, Krasnova Ekaterina V, Panova Ekaterina A, Levin Kirill E, Petrova Olga S
154
The article deals with the various ways of application for automatic speech recognition, Text-to-Speech technology, pronunciation and communication skills training, vocabulary check of the taught person, audition skills training in computer aided language learning (CALL-system). In spite of some constraints such technologies application is effective both for education problems simplification and for comfort growth of the system application.

BRIEF REPORTS

CO-OPERATIVE ONTOLOGY DEVELOPMENT APPROACH Nevidimov Alexander V, Bessmertny Igor Alexandrovich
161
The paper deals with an approach to co-operative ontology development based on the ideology of version control systems with a central repository. Some problem solutions of ontology backward compatibility and resolution of conflicts between updates made by experts are proposed.
AUTONOMOUS NAVIGATION OF MOBILE ROBOT BASED ON ULTRASONIC SENSOR FOR DISTANCE MEASUREMENT Kostishin Maksim O. , Zharinov Igor Olegovich, Suslov Vladimir D
162
The problem of autonomous mobile robot control based on a single ultrasonic distance measurement sensor is considered.
RULES OF ARCHITECTURE DESIGN FOR ADVANCED ONBOARD DIGITAL COMPUTER SYSTEMS IN AVIONICS Kniga Ekaterina V, Zharinov Igor Olegovich, Bogdanov Andrew V, Vinogradov Peter S
163
The article deals with basic design rules of advanced onboard digital computer systems in avionics. A block diagram of advanced onboard computer system is given.
IMPLEMENTATION OF DATA STRUCTURE IN INDICATION FRAME FORMATION FOR ONBOARD GEOSPATIAL DATA COMPUTER SYSTEMS Paramonov Pavel P, Konovalov Pavel V, Zharinov Igor Olegovich, Kirsanova Yulia A, Utkin Sergei B
165
Data structure used in indication frame formation displaying in onboard navigation system is considered.
167
The global security of regional socio-economic systems development liable to impact by multiple external and internal factors has been investigated for the first time. The battery of methods and cognitive technologies for management processes agent-based virtualization of risk-sustainable regional development has been designed.
PARALLEL ALGORITHM FOR BAYESIAN NETWORK STRUCTURE LEARNING Arustamov Sergei A, Dayneko Vyacheslav Y
170
The article deals with implementation of a scalable parallel algorithm for structure learning of Bayesian network. Comparative analysis of sequential and parallel algorithms is done.
Copyright 2001-2019 ©
Scientific and Technical Journal
of Information Technologies, Mechanics and Optics.
All rights reserved.

Яндекс.Метрика

Аннотации номера

ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ

1
Приведен обзор современного состояния и анализ перспектив развития интегрированных бортовых вычислительных систем, применяемых в авиационном приборостроении. Основное внимание уделено проектам, выполненным в рамках концепции интегрированной модульной авионики. Подробно рассмотрены иерархические уровни проектирования модулей, крейтов (бортовых систем) и авиационных комплексов. Приведены примеры существующих отечественных и зарубежных разработок и их краткие технические характеристики, а также обширная библиография по тематике.

ОПТИЧЕСКИЕ И ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ. ОПТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА ВЫСОКОПРОЧНОГО ОПТИЧЕСКОГО ВОЛОКНА Коробейников А. Г., Гатчин Ю. А., Дукельский К. В., Тер-Нерсесянц Е. В.
18
Представлены результаты анализа основных технологических процессов получения высокопрочного оптического волокна. Рассмотрены основные факторы, влияющие на прочность и долговечность волоконных световодов. Дана рекомендация для изготовления высокопрочных длинномерных световодов MCVD-методом.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ ПРИ СТЫКОВКЕ СВЕТОВОДОВ С РАЗЛИЧНЫМ ДИАМЕТРОМ МОДОВОГО ПОЛЯ Варламов А. В., Куликов А. В., Стригалев В. Е., Варжель С. В., Аксарин С. М.
23
Для минимизации оптических потерь при создании оптоволоконных систем проведено измерение углового распределения выходного излучения двулучепреломляющих оптических волокон с эллиптической напрягающей оболочкой с 4, 12, 16 и 18 мол.% GeO2. Полученные данные позволяют прогнозировать потери при стыковке волокон с эллиптической напрягающей оболочкой с различной концентрацией GeO2 между собой, а также со стандартными телекоммуникационными волокнами типа SMF-28, другими двулучепреломляющими световодами и элементами интегральной оптики.
27
Исследованы спектры люминесценции и поглощения силикатных стекол, содержащих серебро, введенное методом ионного обмена. Показано, что интенсивная люминесценция стекол возникает непосредственно после проведения ионного обмена, что связано с образованием нейтральных молекулярных кластеров серебра Agn. Показано, что при увеличении концентрации ионов церия в стекле происходит увеличение интенсивности люминесценции. Последующее ультрафиолетовое облучение стекол приводит к уменьшению интенсивности люминесценции. Термообработка при температуре 300–350ºС способствует усилению интенсивности люминесценции.
33
Представлены результаты, подтверждающие возможность применения времяпролетных PMD-камер для измерения малой дальности (0,2–5 м) до водной поверхности. Рассмотрены основные особенности технологии PMD. Приведено описание разработанной экспериментальной установки. Описан эксперимент, подтвердивший работоспособность PMD-камер при волнении водной поверхности в естественных условиях. Представлены экспериментальные 3D-изображения рельефа водной поверхности. Объясняется их специфический вид. Представлены графические результаты статистической обработки валидных пикселей последовательностей 3D-изображений. Рассмотрены безынерционные алгоритмы обработки 3D-изображений для получения оценки дальности до водной поверхности. Полученные результаты могут быть полезны при решении задач измерения уровня жидкости, определения параметров морского волнения и измерения высоты движения объекта над водной поверхностью.

ФОТОНИКА И ОПТОИНФОРМАТИКА

40
Предложен метод динамической обработки данных в спектральной оптической когерентной томографии на основе фильтрации Калмана. Показана возможность адаптивного выбора необходимого количества спектральных отсчетов для обеспечения требуемого разрешения для конкретного исследуемого образца. Приведены примеры обработки экспериментальных данных, полученных при исследовании биологических объектов.
45
Рассмотрен метод динамического анализа параметров волнового пакета, состоящий в выделении и оценивании амплитуд и фаз отдельных монохроматических составляющих волнового пакета. Показано, что определение положения максимума интенсивности волнового пакета можно осуществить по критерию равенства нулю начальных фаз монохроматических составляющих, оцениваемых при помощи дискретного нелинейного фильтра Калмана.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ АМИНОКИСЛОТ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ КОЖИ ЧЕЛОВЕКА, С ПОМОЩЬЮ СПЕКТРОВ ДИАПАЗОНА 0,05–1,2 ТГЦ Смолянская О. А., Капралова А. В., Балбекин Н. С., Романов И. В., Прожеев И. В., Стрепитов Е. А., Просанов И. Ю., Езерская А. А., Цуркан М. В.
50
Методом терагерцовой (ТГц) спектроскопии с разрешением во времени получены спектры кожи человека и таблетированных препаратов аминокислот в диапазоне 0,05–1,2 ТГц. Сделано сопоставление спектральных линий аминокислот для идентификации их в коже. Показано, что наиболее хорошо различимы в спектре кожи следующие аминокислоты: триптофан, цистеин, аланин, глицин, фенилаланин и гистидин. ТГц спектральные линии указанных аминокислот связаны с колебательными модами молекул, которые обусловлены химическими реакциями, процессами гидратации и конформных изменений молекул в коже человека. Определение спектральных линий аминокислот и других характерных молекул, участвующих в метаболических процессах кожи, необходимо для разработки ТГц диагностического прибора с максимальной чувствительностью и селективностью.
54
Исследована микроструктура поверхностных слоев биологических тканей на примере изучения экзокарпия растительных плодов методом спектральной оптической когерентной микроскопии с перестраиваемой длиной волны в пределах 1305±75 нм и методом корреляционной оптической когерентной микроскопии при среднем значении длины волны 940 нм. Эксперименты выполнены для неповрежденных и дефектных структур, выполнен расчет профиля поверхности экзокарпия.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ

60
Ставится задача обеспечения параметрической E -инвариантности выхода непрерывной системы при неопределенности матрицы состояния исходного объекта. Задача решается для случая матрицы состояния объекта, заданной в сопровождающей форме, для которой оказываются невыполнимыми условия достижения абсолютной параметрической инвариантности. Результаты иллюстрируются примером.
65
При эксплуатации транспортных средств, работающих на электротяге, генерируются магнитные поля, которые могут нарушить электромагнитную безопасность. Поэтому для ее обеспечения и электромагнитной совместимости необходимо знание характеристик и источников магнитных полей в электротранспорте. В работе проведено обобщение имеющейся информации о магнитных полях в электромобилях и сравнение их с результатами измерений, проведенными в других видах электрифицированного транспорта.
71
Проанализирован существующий фактический материал по экспериментальной оценке погрешности позиционирования в VRS GPS-сетях, где мобильный приемник обеспечивается виртуальной базовой станцией. Предложен метод высокоинформативной зоны для устранения исходной неопределенности выбора базовых станций в целях построения минимальной GPS-сети, состоящей из трех базовых станций. Даны методические указания и рекомендации по использованию предложенного метода.
77
Рассмотрена модель электропривода, учитывающая нелинейности синхронной машины с постоянными магнитами: зубцовый момент и момент высших гармоник потокосцепления ротора. Предложены алгоритмы идентификации параметров синхронной машины с постоянными магнитами и компенсации влияния пульсаций зубцового момента и момента гармоник. Данные алгоритмы увеличивают эффективность прецизионного электропривода за счет повышения точности позиционирования. Изложенные в работе решения имеют экспериментальное подтверждение.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

84
Предложен алгоритм распределения кадров по резервированным гетерогенным каналам, учитывающий физические особенности каналов. Приведена имитационная модель работы алгоритма на базе MATLAB/Simulink, подтверждающая преимущества предлагаемого алгоритма по сравнению с алгоритмами RoundRobin и RateBalance.
88
Для вероятностных распределений с коэффициентами вариации, отличными от единицы, получены математические зависимости для аппроксимации по двум заданным моментам распределения с использованием мультиэкспоненциальных распределений. Для аппроксимации распределений с коэффициентами вариации меньше единицы предлагается использовать гипоэкспоненциальное распределение, которое, в отличие от распределения Эрланга, имеющего дискретные значения коэффициента вариации, позволяет формировать случайные величины с любым значением коэффициента вариации в интервале (0; 1).
94
Обсуждаются особенности построения отказоустойчивой распределенной системы, главным функционалом которой является репликация потоковых данных. Представлены концепции реализации данной системы с использованием технологии ZeroMQ. Рассматриваются основные преимущества технологии ZeroMQ перед другими аналогами в создании данного вида распределенных систем.

ЛАЗЕРНЫЕ И БИОМЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТКАНЕИМИТИРУЮЩИХ ФАНТОМОВ И КАПИЛЛЯРОВ И ИХ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОМ ОПТИЧЕСКОЙ КОГЕРЕНТНОЙ ТОМОГРАФИИ Быков А. В., Волков М. В., Волынский М. А., Гуров И. П., Киннунен М. ., Маргарянц Н. Б., Попов А. П.
98
Рассмотрены методики изготовления тканеимитирующих фантомов и капилляров из поливинилхлорид-пластизоля и силикона для их использования в качестве тест-объектов в оптической когерентной томографии и эмуляции кожи и капилляров. Даны сравнительные характеристики этих материалов и рекомендации по их использованию. Показаны примеры визуализации фантомов методом оптической когерентной томографии. Показана возможность использования информации В-сканов для определения показателя преломления.
103
Предложен метод формирования гиперспектральных данных о микрообъектах, основанный на освещении наблюдаемого образца в микроскопе последовательно на различных длинах волн и подборе времени накопления фотоэлектрического заряда матричного фотоприемника для каждого участка изображения при изменении длины волны, что позволяет получать информацию без искажений на участках с малым и сильным отражением и сформировать результирующее изображение с улучшенным контрастом.
107
Разработан метод моделирования многослойных случайно-неоднородных сред на основе использования математического аппарата стохастических разностных уравнений. Предложен метод описания случайной границы среды. Приведены примеры представления многослойных случайно-неоднородных сред с различными параметрами их внутренней микроструктуры.

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ И НАНОТЕХНОЛОГИИ

114
Предложен расчетный термодинамический метод определения фазово-химического состава поверхности металлов и сплавов, формируемых при лазерном воздействии в атмосфере, в зависимости от их компонентного состава, условий лазерного облучения и состава атмосферы. На примере лазерного нагревания на воздухе легированной стали показано, что из множества различных возможных реакций взаимодействия железа, никеля или хрома с компонентами воздуха (кислородом, азотом, углеродом, их соединениями, атмосферной влагой и др.) реализуются строго определенные. В первую очередь, это процессы окисления металлов с образованием оксидной пленки, фазовый и химический состав которой определяется температурой и временем нагревания. Результаты расчетов экспериментально подтверждены методом энерго-дисперсионной рентгеновской спектроскопии.
119
Регистрирующие среды на основе жидких кристаллов описаны в концепции двухступенной фотографии. Предложенный формализм позволяет описать регистрацию излучений и распределения физических полей на поверхности на основе развитых методов классической фотографии.

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

124
Рассматривается задача разбиения сверхбольших интегральных схем. В качестве математической модели описания интегральных схем выбран граф. Предложена модификация муравьиного алгоритма оптимизации, используемая для решения задачи разбиения графа. Муравьиный алгоритм – это оптимизационный метод, основанный на принципах самоорганизации и других полезных особенностях поведения муравьев. Предлагается методика, основанная на муравьином алгоритме, с улучшенным методом начального распределения и динамической корректировкой управляющих поиском параметров. Экспериментальные исследования и сравнение с известными алгоритмами показали, что предложенная методика обеспечивает улучшение решений задачи разбиения сверхбольших интегральных схем.

МЕТОДЫ И СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

129
Рассматривается метод прогнозирования и анализа рисков потерь доступности критических информационных систем с помощью построения деревьев ущербов. Приводится описание метода построения дерева ущербов для каждого из возможных событий, которые могут привести к потере доступности. Приводится пример, иллюстрирующий использование метода, на основании которого можно выбрать наиболее рациональную стратегию тестирования программного обеспечения.

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ. МЕНЕДЖМЕНТ

136
Аналитическими и численными методами реализованы модели теоретического ценообразования европейских, американских, азиатских и барьерных опционов. Для случая многократных выплат дискретных дивидендов применен оригинальный вычислительный подход. На основе этих моделей разработаны автоматические торговые стратегии маркет-мейкинга, хеджирования, управления рисками и торговли комбинациями опционов, успешно используемые крупными банками и трейдинговыми фирмами.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

142
Предложен подход планирования и оценивания результатов освоения компетенций ФГОС ВПО в контексте развития информационно-образовательной среды вуза, основанный на структурировании содержания дисциплины под формирование результатов освоения составляющих компетенций стандарта и принципе междисциплинарного обучения. Проанализирована связь результатов освоения компетенций ФГОС ВПО с видами и формами занятий студентов, а также с видами и формами их контроля в дисциплине. Рассмотрены методики разработки оценочных средств для текущего, рубежного и промежуточного контроля ожидаемых результатов освоения компетенций ФГОС ВПО. Приведены примеры использования разработанных методик.
149
Показано, что искусственный и естественный интеллекты связаны со сложностью организации наделенными ими систем в процессе их жизнедеятельности (функционирования) в среде. Разработана модель симбиотических объединений систем естественного и искусственного интеллектов, включенных в организованные и организуемые технические среды. Показано, что искусственные среды влияют на формирование и проявление интеллектуальных способностей погруженных в них пользователей в силу аутопоэтического характера возникающих межсистемных отношений. Введено понятие диффузного интеллекта как синергетического взаимообъединения искусственного и естественного интеллектов в организованной среде.
154
Рассматриваются способы применения в системе электронного обучения иностранным языкам технологий автоматического распознавания и синтеза речи для задач отработки произношения на сегментном и супрасегментном уровнях, тренировки коммуникативных навыков, поверки словарного запаса обучаемого, тренировки навыка понимания на слух, а также для создания системы голосовой навигации. Несмотря на некоторые ограничения, такое применение данных технологий эффективно как для упрощения задач реализации процесса обучения, так и для повышения удобства использования системы.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

ПОДХОД К КОЛЛЕКТИВНОЙ РАЗРАБОТКЕ ОНТОЛОГИЙ Невидимов А. В., Бессмертный И. А.
161
Рассмотрен подход к коллективной разработке онтологий на основе идеологии систем контроля версий с центральным хранилищем. Предложены решения для проблем обеспечения обратной совместимости онтологии, а также для решения конфликтов вносимых экспертами правок.
162
Рассматривается задача автономного управления мобильным роботом на основе единичного ультразвукового датчика измерения расстояний.
163
Рассматриваются основные принципы построения перспективных бортовых цифровых вычислительных систем в авиационном приборостроении. Приводится структурная схема перспективной бортовой вычислительной системы.
165
Рассматривается структура данных, используемых при построении индикационного кадра, выводимого на экран бортовой системы картографической информации.
167
Впервые исследована глобальная безопасность развития региональных социально-экономических систем, подверженных влиянию множества внешних и внутренних факторов. Разработан комплекс методов и когнитивных технологий виртуализации процессов управления рискоустойчивым региональным развитием.
170
Представлена реализация масштабируемого параллельного алгоритма обучения структуры байесовской сети. Произведен сравнительный анализ последовательного и параллельного алгоритмов.
Информация 2001-2017 ©
Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики.
Все права защищены.

Яндекс.Метрика