Summaries of the Issue

OPTICAL AND OPTICAL ELECTRONIC SYSTEMS. OPTICAL TECHNOLOGIES

INERTIAL DEVICE FOR ANGULAR SPEED MEASURING Valeria Bogatyreva, Alexander Dmitriev
5
A new inertial device for angular speed measuring based on measuring of centrifugal force influence on sensor in optical-mechanical construction was suggested. Excited light beam displacement is registered by sensitive photo detector position. Output signal value is proportional to angle change between mirrors and is formed by angular rotor speed. Algorithm of data processing from photo detector output is described, and test results for laboratory model are given. This device has a simple structure, is efficient and will find practical application for technological processes, machine building and robotics.
10
The structure of fiber nonlinear Mach-Zehnder interferometer with optical path difference from 2 m up to 10.3 km is presented in this paper. We present experimental measuring results of the industrial single-mode semiconductor laser modules with a fiber Bragg gratings (1.32 μm – 1.55 μm) with a bandwidth less than 20 kHz. It has been shown that long (several kilometers) fiber interferometer acts as an active fiber non-linear Fabry-Perot interferometer with an essential nonlinear gain effect connected with Brillouin scattering in a fiber and Fresnel reflection at the butt end of the optical fiber. Nonlinear effects were first observed at a very small, less than 300 μW radiation power of the incoming light.
THE OPTICAL SYSTEM OF LIGHT TUBE VARIABLE TRANSFORMATION Zverev Victor Alexeevich, Irina Suvorova
14
Analysis of the overall properties was done in the paper and application possibility of two-component optical system with variable parameters and variable increase with overlapped axial points of a subject and image for light tube forming and variable increase ternary system of “collective” type was shown.
FABRICATION OF PLANAR GRADIENT WAVEGUIDES IN PHOTO-THERMO-REFRACTIVE GLASSES Stanislav Kiselyov, Nikonorov Nikolay V. , Ignatiev Alexander I
21
Gradient-index optical waveguides have been made in photo-thermo-refractive glasses by effusion and ion-exchange within different thermal and time conditions. Refractive-index profiles have been calculated. Previous radiation and thermal treatment effect on waveguide characteristics has been investigated. Keywords: photo-thermo-refractive glass, planar waveguide, ion-exchange, effusion.

PHOTONICS AND OPTICAL INFORMATICS

26
The analytical signal formalism is used to derive expression for the optical field complex envelope of continuum spectrum pulses with different central frequencies. It is shown that self- and interaction of such pulses in nonlinear media can be described by the single equation for the envelope of total field provided that the frequency dependence of propagation constant is introduced in the Fourier domain directly instead of the conventional Taylor expansion.

ANALYSIS AND SYNTHESIS OF COMPLEX SYSTEMS

35
The structure of a power subsystem with the network lowering transformer and the active rectifier, providing a bilateral exchange of energy between a power line and electric machine for low-voltage direct current electric drive is considered. In MATLAB/Simulink package with application of SimPowerSystems appendix, the model of the closed-loop system of the direct current electric drive with the active rectifier on the basis of low-voltage machine PBV-100M is developed. Modeling is executed and its results are analyzed.
41
Non-linear task of the ship course control dynamics with ac electronic motor in drive of a steering engine is considered. Control law is synthesized and amplification coefficients and reducer gear-ratio are selected.

THERMAL PHYSICS AND THEORETICAL HEAT ENGINEERING

THE DEVICE FOR MEASUREMENTS OF HEAT FLUX FROM THE HEATING ELEMENT SURFACE Vladimir A. Korablev, Dmitry A. Minkin, Anton Sokolov, Alexander V. Sharkov
48
The device construction for measurements of heat flux from the heating element surface is described. This device allows to measure heat fluxes from 5 W up to 100 W with uncertainty of 10 %.
52
The numeric-algorithmic method for obtaining the dynamic characteristics of different types of heat flow receivers based on differential-difference models of heat transfer is considered. A method for reducing the transfer function order of the known impact channels on the receiver is given.

MATERIALS TECHNOLOGY AND NANOTECHNOLOGIES

59
The piezoelectric sensor for scanning probe microscope with a probe in the form of a glass micropipette has been researched. Resonant frequency and Q-quality of the sensor have been measured in air and liquid environments. The spatial resolution has been shown using a test lattice. The conclusion about an opportunity of using of the sensor with a micropipette in the liquid environment with simultaneous activity in semicontact force mode and in a mode of measurement of ionic currents has been made.

COMPUTER SYSTEMS AND INFORMATION TECHNOLOGIES

63
The article deals with the operator activity assessment model, taking into consideration the influence of activity tension to operator’s quick-action. The approach is given based on the use of software module (tool), fixing the operator activities tension.
68
The computation model for distributed control systems implied by IEC 61499 standard is briefly described and analyzed. Several significant issues and their workarounds are presented.
75
Modern concrete syntax development tools offer three main reuse mechanisms: modules, templates and aspects. The paper examines these mechanisms and completeness of their implementations in existing tools and proposes their extensions and application of extended versions for creating programming language dialects.

ECONOMICS AND FINANCES. MANAGEMENT

81
The author analyzed special theoretical and conceptual features of international enterprises under globalization conditions and specified them for service industries in this article. Characteristic features of the modern international enterprise were selected, the terms «divergence – convergence» concerning the service sphere were analyzed, the methodological base of the strategic planning at the international enterprise was formed.
86
Effect of corruption in commerce, creating an obstacle in development of the given line of business in the Russian Federation at different levels is considered. The effective direction of regional strategy formation in the state regulation field is offered.

NEW TECHNOLOGIES IN EDUCATION

LIFE CYCLE OF ELECTRONIC COURSE IN THE UNIVERSITY REMOTE EDUCATION SYSTEM Vladimir N. Vasiliev, Anastasiya Pavlova, Mikhail S. Chezhin
94
This paper describes the stages of electronic training methodical course life cycle in Learning Management System as well as presents the authorized tools and capabilities of system at every stage.
99
This article describes the structure of AcademicNT learning management system, the role and functions of virtual laboratories and creation methods of reference sets for better evaluation of virtual experiment results. Research was made for virtual laboratory on informatics, but such approach can be used for any virtual laboratories.
105
This article describes the design algorithms of adaptive learning dialogues in the distance learning system in order to optimize the process of identifying, specifying and subsequent removal of ignorance areas, as well as considering the possibility of automatic generation of dialogues, based on a conceptual model of subject area knowledge.
110
This article is about the main properties of adaptive educational system for corporative personnel training. A model of a specialist and that of a student on the basis of the competent approach are offered in the article. The strategy and the algorithm of corporative and individual educational programs forming for personnel training in the sphere of administration documentation are described.
Copyright 2001-2019 ©
Scientific and Technical Journal
of Information Technologies, Mechanics and Optics.
All rights reserved.

Яндекс.Метрика

Аннотации номера

ОПТИЧЕСКИЕ И ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ. ОПТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

5
  Предложен новый измеритель угловой скорости вращения, основанный на измерении центробежной си- лы инерции, действующей на чувствительный элемент оптико-механической конструкции прибора. Вы- зываемое отклонение луча света регистрируется позиционно-чувствительным фотоприемником. Величи- на выходного сигнала пропорциональна изменению угла между зеркалами и определяется угловой ско- ростью вращения прибора. Описан алгоритм обработки сигналов на выходе фотоприемника, приведены результаты испытаний лабораторного макета измерителя вращения. Прибор отличается простотой конст- рукции, экономичностью и найдет практическое применение в технологических процессах, машино- строении и робототехнике.
10
  Описано устройство нелинейного волоконного интерферометра Маха–Цендера на основе одномодового оптоволокна с разностью хода от 2 м до 10,3 км. Приведены результаты интерферометрических исследо- ваний промышленных одночастотных полупроводниковых лазерных модулей с волоконными решетками Брэгга диапазона 1,32 мкм и 1,55 мкм с шириной линии спектра менее 20 кГц. Показано, что протяжен- ное (несколько километров) плечо интерферометра выполняет функции активного волоконного интер- ферометра Фабри–Перо, в котором существенны эффекты нелинейного усиления, связанного с вынуж- денным рассеянием Мандельштама–Бриллюэна (ВРМБ) в оптоволокне, и френелевское отражение света на торцах такого световода. Рассматриваемые нелинейные эффекты впервые наблюдались при очень ма- лых, менее 300 мкВт, мощностях излучения в световоде.
14
  Выполнен анализ габаритных свойств и показана возможность применения для формирования световой трубки с переменными параметрами двухкомпонентной оптической системы переменного увеличения с совмещенными осевыми точками предмета и изображения и трехкомпонентной системы переменного увеличения типа «коллектив».
21
Созданы градиентные оптические волноводы на основе фото-термо-рефрактивного стекла методом эф-фузии и методом ионного обмена при разных температурно-временных режимах. Построены профили показателей преломления, исследовано влияние предварительной фото- и термообработки на оптические свойства полученных волноводов.

ФОТОНИКА И ОПТОИНФОРМАТИКА

26
На основе формализма аналитического сигнала получено выражение для комплексной огибающей опти-ческого излучения, составленного из импульсов с континуумными спектрами и различными централь-ными частотами. Показано, что само- и взаимодействие таких импульсов в нелинейной среде может быть описано одним уравнением для комплексной огибающей их суммарного поля при условии, что диспер-сионная зависимость константы распространения от частоты вводится в уравнение в Фурье-пространстве непосредственно, а не в виде аппроксимации несколькими первыми членами ряда Тейлора.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ

35
Рассмотрена структура энергетической подсистемы с сетевым понижающим трансформатором и актив-ным выпрямителем, обеспечивающая двухсторонний обмен энергией между питающей сетью и электри-ческой машиной, для низковольтных электроприводов постоянного тока. В пакете MATLAB/Simulink с применением приложения SimPowerSystems разработана модель замкнутой системы электропривода по-стоянного тока с активным выпрямителем на базе низковольтной машины ПБВ-100М, проведено моде-лирование и проанализированы его результаты.
41
  Рассматривается нелинейная задача динамики управления курсом корабля с вентильным двигателем в приводе рулевой машины. Синтезируется закон управления, выбираются коэффициенты усиления и пе- редаточное отношение редуктора.

ТЕПЛОФИЗИКА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ТЕПЛОТЕХНИКА

48
Описана конструкция устройства для измерения тепловых потоков с поверхности тепловыделяющего элемента. Устройство позволяет измерять тепловые потоки в пределах от 5 до 100 Вт с погрешностью не более 10 %.
52
  Рассмотрен численно-алгоритмический метод получения динамических характеристик различных типов тепломеров на основе дифференциально-разностных моделей теплопереноса. Приведен способ умень- шения порядка передаточных функций по известным каналам воздействия на тепломер.

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ И НАНОТЕХНОЛОГИИ

59
Исследован пьезорезонансный датчик для сканирующего зондового микроскопа зондом в виде стеклян-ной микропипетки. Измерены резонансная частота и добротность датчика в воздушной и жидкой средах. Продемонстрировано пространственное разрешение с использованием тестовой решетки. Сделан вывод о возможности использования датчика с микропипеткой в жидкой среде с одновременной работой в по-луконтактной силовой моде и в моде измерения ионных токов.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

63
Разработан подход к оценке деятельности оператора, основанный на использовании информационно-программного модуля (инструмента), фиксирующего напряженность деятельности оператора.
68
В статье проводится анализ организации вычислительного процесса в распределенных системах управ-ления, описываемой стандартом IEC 61499. Выявляются основные недостатки организации и описыва-ются способы их решения.
75
Современные средства разработки конкретного синтаксиса предоставляют три основных механизма повторного использования: модули, шаблоны и аспекты. В работе рассмотрены эти механизмы и степень полноты их реализации в существующих инструментах, а также предложены их расширения и рассмотрено применение расширенных версий для создания диалектов языков программирования.

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ. МЕНЕДЖМЕНТ

81
Проанализированы существующие теоретические и концептуальные основы развития хозяйствующих субъектов в условиях глобализации. Данные аспекты конкретизированы для сферы услуг. Выделены ха-рактерные черты современного международного предприятия, проведен анализ понятий «дивергенция – конвергенция» касательно сферы услуг, сформирована методологическая база стратегического планиро-вания на международном предприятии.
86
Рассмотрено воздействие коррупции на бизнес в сфере торговли, создающее препятствия в развитии данной сферы деятельности в Российской Федерации на разных уровнях. Предложено эффективное на-правление формирования региональной стратегии в данной области государственного регулирования.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

94
Настоящая статья описывает этапы жизненного цикла электронного учебно-методического комплекса (УМК) в системе дистанционного обучения, а также рассматривает предлагаемый инструментарий сис-темы и возможности работы пользователей с УМК и его элементами на каждом этапе.
99
В работе представлена структура системы AcademicNT, роль и функции виртуальных лабораторий и ме-тоды разработки эталонных наборов для качественной оценки результатов виртуального эксперимента. Исследование проводилось для виртуальной лаборатории по информатике. Такой подход может быть использован для любых виртуальных лабораторий.
105
Настоящая статья описывает алгоритмы построения адаптивных обучающих диалогов в системе дистан-ционного обучения с целью оптимизации процесса выявления, конкретизации и последующего устране-ния площадей незнания, а также рассматривает возможность автоматизированной генерации таких диа-логов на основе концептуальной модели предметной области знаний.
110
Описаны основные характеристики адаптивной образовательной системы для корпоративной подготовки персонала. Предложена модель специалиста и модель обучаемого, построенные на основе компетентно-стного подхода. Описаны стратегия и алгоритм формирования корпоративной и индивидуальной образо-вательной программы для подготовки персонала в сфере документационного обеспечения управления.
Информация 2001-2017 ©
Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики.
Все права защищены.

Яндекс.Метрика