doi: 10.17586/2226-1494-2018-18-2-286-298


УДК 004.043

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, РАЗРАБОТКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОМЕННЫХ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОРТАЛОВ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Навроцкий М.А., Жукова Н.А., Муромцев Д.И., Мустафин Н.Г.


Читать статью полностью 
Язык статьи - русский

Ссылка для цитирования: Навроцкий М.А., Жукова Н.А., Муромцев Д.И., Мустафин Н.Г. Методология проектирования, разработки и сопровождения доменных семантических порталов научно-технической информации // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2018. Т. 18. № 2. С. 286–298. doi: 10.17586/2226-1494-2018-18-2-286-298

Аннотация

Предмет исследования.Рассмотрена проблема построения и поддержки образовательных процессов за счет создания специализированных семантических порталов на основе технологии открытых связанных данных. Такие порталы содержат траектории освоения информации, а также связанные с этими траекториями данные и знания. В статье исследована проблема поддержки такого рода траекторий в технической области. Именно в этой области потребность в предлагаемых порталах наиболее высока. Метод. В качестве метода структурирования и представления данных и знаний семантического портала выбран онтологический инжиниринг. В основу построения индивидуальной образовательной траектории положена 4-уровневая иерархическая модель, включающая уровни инкапсуляции и композиции контента, определенные в терминах компетенций, а также уровни порождения и композиции конкретных программ обучения. Моделирование компетенций выполнено в терминах теории графов, а в качестве доступа к данным порталов использован язык запросов SPARQL. Основные результаты. С использованием предложенных методов разработано два семантических портала научно-технической информации: для поддержки образовательного процесса в Университете ИТМО и для Центра речевых технологий. Рассмотрены результаты опытной эксплуатации разработанных порталов. Практическая значимость. Внедрение предложенного подхода и использование представленной методики позволяет разрабатывать доменные семантические порталы научно-технической информации и использовать их для получения знаний пользователем по индивидуальным траекториям. Использованный стек технологий и методов позволяет легко адаптировать и повторно использовать уже разработанные элементы семантических порталов для различных предметных областей


Ключевые слова: онтология, открытые связанные данные, интеграция открытых данных, поиск в открытых данных, LOD, SPARQL

Список литературы
 
  1. Cockburn A. Agile Software Development. Boston: Addison-Wesley, 2002. 304 p.
  2. Ключев А.О., Кустарев П.В., Ковязина Д.Р., Петров Е.В. Программное обеспечение встроенных вычислительных систем. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2009.212 с.
  3. Maedche A., Staab S. Ontology learning for the semantic web // IEEE Intelligent Systems. 2001. V. 16. N 2. P. 72–79. doi: 10.1109/5254.920602
  4. Sure Y., Erdman M., Angele J. et al. OntoEdit: Collaborative ontology development for the semantic web // Lecture Notes in Computer Science. 2002. V. 2342. P. 221–235.
  5. Морковкин Д.Е. Организационное проектирование системы управления знаниями // Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 2 (3). С. 74–80.
  6. Фурин А.Г. Сущность индивидуальной образовательной траектории: институциональный аспект // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 9. С. 41–43.
  7. Сытина Н.С. Формирование индивидуальной образовательной траектории студента как условие профессионального развития будущего педагога // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 3.
    С. 67–71.
  8. Ehrig H., Ermel C., Golas U., Hermann F. Graph and Model Transformation. Springer, 2015. 472 p.
  9. Rozewski P., Kusztina E., Tadeusiewicz R., Zaikin O. Intelligent Open Learning Systems. Springer, 2011. 257 p. doi: 10.1007/978-3-642-22667-0
  10. Buil-Aranda C., Hogan A., Umbrich J., Vanderbussche P.Y. SPARQL web-querying infrastructure: Ready for action? // Lecture Notes in Computer Science. 2013. V. 8219. P. 277–293. doi: 10.1007/978-3-642-41338-4_18
  11. Videla A., Williams J.J.W. RabbitMQ in Action: Distributed Messaging for Everyone. Manning Publ., 2012. 312 p.
  12. Carlson J.L. Redis in Action. Manning Publ., 2013. 320 p.


Creative Commons License

This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License
Информация 2001-2024 ©
Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики.
Все права защищены.

Яндекс.Метрика