DOI: 10.17586/2226-1494-2017-17-2-359-364


УДК37:004

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА С КОГНИТИВНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИЕЙ

Калиниченко А. В.


Читать статью полностью 
Язык статьи - русский

Ссылка для цитирования: Калиниченко А.В. Интерактивные электронные дидактические средства с когнитивной визуализацией // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2017. Т. 17. № 2. С. 359–364. doi: 10.17586/2226-1494-2017-17-2-359-364

Аннотация

 Представлены результаты разработки электронных обучающих средств, дополняющих учебные материалы новым уровнем визуализации на основе концепции когнитивной визуализации.Применение когнитивной визуализации учебного материала направлено напереход к продуктивному типу познавательной деятельности,формирование требуемых компетенций у обучающихся. Особенность предлагаемого подхода к разработке электронных дидактических средств заключается в смещении акцента с иллюстративной функции средств зрительной наглядности на познавательную; формировании когнитивно-визуальных образов изучаемых объектов, учитывающих психофизиологические свойства зрительного органа и мышления человека; обеспечении возможности выполнения конкретных действий с познаваемым объектом в интерактивном режиме. Сформулированы и обоснованы принципы проектирования электронных дидактических средств: структурирование содержания учебного материала; планирование результатов обучения и разработка сценария обучения; адаптация процесса обучения к личности обучаемого; использование интерактивных форм взаимодействия с обучаемым; использование методов когнитивной визуализации. Показана возможность применения игровых движков при разработке электронных дидактических средств,что позволяет развертывать приложения на всех основных мобильных, настольных и консольных платформах, а также в браузере. Разработано интерактивное приложение с когнитивной визуализацией «Двигатель внутреннего сгорания»вMicrosoft Visual Studio с применением игрового движка Unity. Результаты работы могут быть рекомендованы к использованию при проектировании электронных дидактических средств, направленных на достижение новых образовательных результатов.


Ключевые слова: электронные дидактические средства, когнитивная визуализация, логико-смысловая модель, информационные технологии, Unity

Список литературы
 1.     Васильев В.Н., Стафеев С.К., Лисицына Л.С., Ольшевская А.В. От традиционного дистанционного обучения к массовым открытым онлайн-курсам // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2014. № 1 (89). С. 199–205.
2.     Бова В.В., Лежебоков А.А., Нужнов Е.В. Образовательные информационные системы на основе мобильных приложений с дополненной реальностью // Известия ЮФУ. Технические науки. 2015. №6. С. 201–210.
3.     Karsakov A, Bilyatdinova A., Bezgodov A. Improving visualization courses in Russian higher education in computational science and high performance computing // Procedia Computer Science. 2015. V. 66. P. 730–739. doi: 10.1016/j.procs.2015.11.083
4.     Пескова О.В. О визуализации информации // Инженерный журнал: наука и инновации. 2012. №1. С. 14.
5.     Anglin G. Visual representations and learning: the role of static and animated graphics / In: Handbook of Research on Educational Communications and Technology. Ed. D.H. Jonassen. 2nd ed. Mahwah: Lawrence Erlbaum, 2004. P. 865–916.
6.     Canham M., Hegarty M. Effects of knowledge and display design on comprehension of complex graphics // Learning and Instruction. 2010. V. 20. N2. Р. 155–166. doi:10.1016/j.learninstruc.2009.02.014
7.     Манько Н.Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности // Известия Алтайского государственного университета. 2009. № 2. С. 22–28.
8.     Коробий Е.Б. Активизации учебно-познавательной деятельности студентов как педагогическая проблема // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. С. 141–144.
9.     Привалова Г.Ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3.С. 203.
10.  Вавилова Л.Н., Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия»,2008. 176 с.
11.  Роберт И.В. Информатизация образования как новая область педагогического знания // Человек и образование. 2012. №1 (30). С. 14–18.
12.  Штейнберг В.Э. Дидактическая многомерная технология: хроника разработки // Инструментальная дидактика и дидактический анализ: теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний. Уфа, 2013. С. 18–25.
13.  Янковская А.Е., Ямшанов А.В., Кривдюк Н.М. Средства когнитивной графики в интеллектуальных обучающе-тестирующих системах // Открытые семантические технологии проектирования интеллектуальных систем: материалы IV международной научно-технической конференции. Минск, 2014. С. 303–308.
14.  Калиниченко А.В., Мисиков В.С. Визуализация работы двигателя внутреннего сгорания на игровом движке Unity. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2016616856. Опубл. 21.06.2016.
15.  Hocking J. Unity in Action: Multiplatform Game Development in C#. Manning Publ., 2015. 352 p.
16.  Goldstone W. Unity Game Development Essentials. Birmingham: Packt Publ., 2009. 316 p.
Информация 2001-2017 ©
Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики.
Все права защищены.

Яндекс.Метрика