Аннотация
Поставлена проблема перехода вузов России от традиционного дистанционного обучения к массовому электронному обучению на основе открытых онлайн-курсов, обоснована ее актуальность. Проведен анализ важнейших предпосылок для успешности перехода (востребованность образовательных интернет-ресурсов, используемых с мобильных устройств; наличие большого количества различных электронных ресурсов, успешно используемых вузами на практике в дистанционных образовательных технологиях; наличие опыта ведения электронных журналов успеваемости студентов для планирования и оценивания результатов обучения; существенный рост материальных затрат в мировом рынке онлайн-обучения). Определены ключевые задачи перехода и сформулированы основные принципы разработки электронных онлайн-курсов. Приведена методика разработки результатоцентрированного электронного онлайн-курса. Методика содержит четыре этапа: планирование ожидаемых результатов обучения, структурирование электронного содержания курса и разработка сценария обучения, разработка плана испытаний и электронных оценочных средств для автоматического контроля запланированных результатов обучения, реализация курса с использованием игровых механик и технологий сетевого общения обучаемых. Определены требования к различным формам контроля запланированных в курсе результатов обучения. Выделены два вида электронных онлайн-курсов (наукоемкие и технологические курсы). Приведены примеры их реализации в авторских онлайн-курсах «Волновая оптика», «Теория графов», «Разработка веб-интерфейсов на основе HTML и CSS», созданных и используемых на практике в 2013 году в НИУ ИТМО. Поставлены актуальные задачи развития массового открытого образования в ведущих вузах России.
Ключевые слова: электронное обучение; массовое открытое образование; массовые открытые онлайн-курсы; технологическая платформа: АcademicNT; дистанционные образовательные технологии; информационные технологии; система управления обучением; социальная сеть
Список литературы
1. Bohle S. Librarians and the Era of the MOOC [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scilogs.com/scientific_and_medical_libraries/librarians-and-the-era-of-the-mooc/, свободный. Яз. англ. (дата обращения 01.12.2013).
2. Булгакова Н. Многоточие в сети. Вузы СНГ будут вместе развивать дополнительное образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.poisknews.ru/phpp/files/core/contentfile/contentfile/3b/ad/97/poisk_20131025_017.pdf, свобод- ный. Яз. рус. (дата обращения 01.12.2013).
3. Васильев В.Н., Лямин А.В., Чежин М.С. Система дистанционного обучения второго поколения // На- учно-технический вестник СПбГУ ИТМО. 2007. № 11 (45). С. 148–157.
4. Фомина Н.Н., Кузьмина О.В., Лямин А.В. Гуманитарное образование в условиях балльно-рейтинговой системы // Информационные технологии в гуманитарном образовании. Материалы II Международной научно-практической конференции. Пятигорск: ПГЛУ, 2009. С. 492–498.
5. Морозов И. АйТи-трансформация: как технологии позволяют обучать миллионы людей одновременно [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.forbes.ru/reklama/246648-aiti-transformatsiya-kaktekhnologii-pozvolyayut-obuchat-milliony-lyudei-odnovremenno, свободный. Яз. рус. (дата обращения 30.11.2013).
6. Васильев В.Н., Лисицына Л.С. Основные направления развития информационно-образовательной среды вуза в связи с переходом на ФГОС ВПО // Компьютерные инструменты в образовании. 2012. № 4. С. 62–68.
7. Васильев В.Н., Лисицына Л.С. Планирование и оценивание ожидаемых результатов освоения компе- тенций ФГОС ВПО // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. 2013. № 2 (84). C. 142–148.
8. Боярский К.К., Катков Ю.В., Муромцев Д.И., Ольшевская А.В., Стафеев С.К., Яговкин В.И. Ком- плексная визуализация предметной онтологии на основе взаимосвязанных конструкций // Компью- терные инструменты в образовании. 2012. № 5. С. 38–45.
9. Гаврилова Т.А., Муромцев Д.И. Интеллектуальные технологии в менеджменте: инструменты и систе- мы: Учебн. пособие. 2-е изд. СПб: Высшая школа менеджмента, 2008. 488 с.
10. Муромцев Д.И., Злобин А.Н., Катков Ю.В., Починок И.Н. Разработка базы знаний по оптике для обра- зовательных веб-приложений // Искусственный интеллект и принятие решений. 2011. № 3. C. 3-10.
11. Муромцев Д.И., Варгин Г.В., Семерханов И.А. Применение онтологий в системе управления интел- лектуальными ресурсами // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. 2011. № 2 (72). С. 170.
12.Лисицына Л.С. Першин А.А. Электронный курс для обучения технологиям разработки веб- интерфейсов на основе HTML и CSS // Сборник материалов I Международной научно-практической конференции «Современные проблемы компьютерных наук». Пенза: Изд-во ПГУ, 2013. С. 83–84.