Summaries of the Issue

OPTICAL AND OPTICAL ELECTRONIC SYSTEMS. OPTICAL TECHNOLOGIES

OPTICAL SPECTRAL TECHNOLOGIES APPLICATION FOR CONTROL AND DIAGNOSTICS OF BLEACHING WORKS IN THE PULP AND PAPER INDUSTRY Belov Nikolai Pavlovich, Prokopenko Victor T., Sherstobitova Alexandra S., Yaskov Andrey D.
1
  The article deals with optical methods, control and diagnostics means of bleaching works in the pulp and paper industry using chlorinated whitens. Results of laboratory studies in visible region of wavelengths of cellulose diffuse reflectance R and parameter of whiteness B against the expenditure of chlorinated whiten and continuance of bleaching process are represented. Spectral data of diffuse reflectance are compared with the ultraviolet absorption in aqueous solutions of residual lignins. Algorithms of optical spectral technologies application for optimization of pulp bleaching works are substantiated. Results of industrial tests of optical spectral sensor of whiteness in Kotlas Pulp and Paper Mill bleaching manufacture are represented.
REMOTE LASER IDENTIFICATION OF THE BUILDING MATERIAL TYPE Maria Belyaeva , Trofimov Vladimir A.
8
  Features of the fiber-optic method for remote identification of material type with a fiber ytterbium laser are described; the feasibility is shown to determine the basic building materials type by the spectrograms of plasma torch originating at affecting of laser radiation on the surface of the test materials; the ability of the identification process automation is analyzed.
Cold accumulation as a method of energy saving and optimization of energy consumption Majorov Evgeniy E., Prokopenko Victor T., Larisa Ushveridze
13
OPTICAL CONTROL IN THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF PISTON RINGS PRODUCTION Aram Arustamyan, Vladimir Maslov, Vladimir Minakov
16
  Spectral characteristics experimental study of the object position reflection (bucket of molten metal) by X-Rite spectrophotometer (Switzerland) is done, the possibility of spectral characteristics representing by linearharmonic functions with enough metrological accuracy class is proved.
466
Представлен лабораторный стенд для записи волоконных решеток Брэгга с использованием интерферометра Тальбота. В качестве источника УФ-излучения используется эксимерная KrF-лазерная система MOPA CL-7550 типа задающий генератор — усилитель, которая обеспечивает высокий уровень временной и пространственной когерентности. Решается задача контроля параметров лазерного излучения и оптимизации процесса записи волоконных решеток Брэгга с требуемыми характеристиками. Приведено описание лабораторного стенда, включающего эксимерную лазерную систему, оптическую систему транспортировки лазерного излучения, интерферометр Тальбота, системы контроля ширины линии лазерного излучения, распределения энергии в пучке, плотности энергии лазерных импульсов в области записи и положения оптического волокна. Представлены результаты записи решеток Брэгга типа I, индуцированных при различных условиях в режиме одноимпульсной и многоимпульсной экспозиции. Приведены зависимости спектральных характеристик решеток Брэгга от различных условий записи, а также методика для исследования относительной фоторефрактивности оптических волокон.
654
Оценивается потенциальная точность измерения наклонной дальности до наземных объектов при сложной структуре облучаемой подстилающей поверхности в условиях инерционного приема с учетом шумов усилительного устройства в сочетании с инерционностью входной цепи. Анализируется влияние расширения полосы пропускания приемно-усилительного тракта на потенциальную точность во избежание наложения сигнальных выбросов от подстилающей поверхности и объекта локации. Приводится оценка энергетических и точностных потерь.

PHOTONICS AND OPTOINFORMATIСS

21
  Comparative analysis is performed applied to the two methods of tomography images reconstruction in spectral optical coherence tomography: conventional method based on inverse Fourier transformation and logarithmic transformation method. Advantages of the logarithmic transformation method are shown expressed in obtaining images of higher quality due to elimination of distortions introduced by accompanying non-informative components of interferometer signals in spectral optical coherence tomography.
RECONSTRUCTION OF DIGITAL FOURIER HOLOGRAM IN CASE OF NYQUIST FREQUENCY EXCESS Anton Grebenyuk , Konstantin Grebenyuk , Vladimir Ryabukho
24
  Experimental investigation of registration peculiarities of digital Fourier holograms in case of Nyquist frequency excess has been carried out. It has been shown, that exceeding of Nyquist frequency by carrier frequency of the hologram leads not to disappearance of the reconstructed image, but to gradual decrease of image intensity, which indicates decrease of hologram diffraction efficiency.
28
  The results of small displacements determination of objects surface by digital holography method are presented. The process of digital holograms recording and phase information reconstruction from the holograms are considered. Measurement accuracy of the normal surface displacement of an object while using two methods of the zero-order diffraction removing is compared with the following phase calculation of object wave.

LASER AND BIOMEDICAL TECHNOLOGIES

TERAHERTZ TRANSMISSION AND REFLECTION SPECTRA OF CATARACT MODIFIED HUMAN CRYSTALLINE LENS Ezerskaya Anna A, Smolyanskaya Olga A, Sergey Parakhuda , Yaroslav Grachyov, Aleksandra Goncharenko
33
  Correlation between the optical density of the crystalline lens nucleus in terahertz range with its density, determined according to the L. Buratto classification was revealed. Lens fibers infiltration caused by senile cataract increases the lens reflectivity in the THz range. The temporal structure of reflected THz signals allows determining the spatial distribution of crystalline lens density.

ANALYSIS AND SYNTHESIS OF COMPLEX SYSTEMS

37
  The article deals with correction signals forming of systematic codes distortion using quasi-syndromes of errors in the algorithmic recurrent decode environment in the case of high multiplicity error correction and in the rate of hardware time. The article positions are illustrated by example.
42
  The article deals with the physical processes research while the pulse forming of the pump current in the plasma channel of the pulse xenon lamp in the pump current limitation mode by lamp itself.
SYNTHESIS OF OPTIMAL ARTIFICIAL NEURAL NETWORKS BY MODIFIED GENETIC ALGORITHM Bondarenko Igor Borisovich, Gatchin Yuri Armenacovich, Гераничев В. Н.
51
  Principles of neural networks synthesis are considered, shortcomings of approaches are shown when choosing the structure and scales adjustment. Networks optimization is possible by evolutionary algorithms application with advantages becoming apparent with multi coherent and multilayered networks operation. Simulation experiments were made on concrete test function and confirm efficiency of the developed algorithms.
56
  The article describes mathematical model acquisition method for the telescope azimuthal axis electro drive by its parameters identification. Obtained model is used to configure high-precision object automatic control system, and its work is checked on a real device. Theoretical calculations coincide with the practical results to a great extent, showing the reliability of control system development method. The article is of great interest for students, postgraduates, employees of electro technical specialties, and specialties related to the theory of automatic control.

COMPUTER SYSTEMS AND INFORMATION TECHNOLOGIES

60
  A cognitive approach has been proposed for regional development of global safety management information and analytical support problems solution based on conceptual, system-dynamic and multi-agent simulation methods combination of complex dynamic systems and informatization processes. The approach provides intelligent decision support systems development technologies design used in the field of regional socio-economic systems safety development forecasting and strategic planning. Architecture and base components of distributed problem-oriented agent-based platform for multi model complexes application and design for region safety management support have been developed.
65
  The approaches to fault-tolerant computer networks organization are researched based on duplicated computer complexes, providing reliability and performance increase via dynamic redistribution of the requests flow, taking into account status and occupancy of computer nodes. The presented results demonstrate the important role of multiplicity of redundancy and occupancy balancing in system efficiency. The dependence of system efficiency on the distribution method of computer nodes between network levels and requests flow between nodes are identified. The efficiency of reliability and performance ensuring for computer systems, composed of duplicated computer complexes, based on dynamic requests allocation is demonstrated.
69
  An algorithm for De Bruijn sequences generation of the given degree based on the graphs of the same name is proposed. Examples of pseudo regular code masks creation based on the generated sequences are given.
74
  Management task of a reliable, modern, adaptive, flexible and functional enterprise IT- infrastructure creation which is the basis of corporate information systems operation, testing and new business applications implementation are discussed. This problem decision is connected with the decision of the whole complex of problems based on enterprise IT- infrastructure formation. The strategy defines a set of priority initiatives in the field of information technology which allows developing an information technological complex of the enterprise in concord, with participation of all divisions, on the basis of uniform requirements for achievement of the enterprise strategic targets.

MECHANICS AND MECHATRONICS

KINEMATIC CONTROL OF TWO-PARAMETRICAL SCANNING AERIAL George Zamoruev, Kalapyshina Irina I.
78
  The article deals with kinematics of two-parametrical scanning aerial and the character of its movement. Simulation model of aerial mechanical module in SimMechanics package is suggested and solution of analytical equations for mechanical module movement by MATLAB functions is obtained. Comparison of numerical results obtained at similar initial conditions is carried out for simulation model of aerial mechanical module in SimMechanics package and analytical equations for mechanical module movement by MATLAB functions. The case with an additional rotation angle is simulated.

MATERIALS TECHNOLOGY AND NANOTECHNOLOGIES

84
  The process of watery solutions absorption by the acrylic polymer films and its quantitative description is investigated. Swelling dynamics of obtained hydrogels is described on the basis of Hurst exponents images and fractal dimension at different swelling phases. Ionized networks of copolymers of acrylic acid, N,N’- methylenebisacrylamide, were prepared by free-radical polymerization in water in the form of thin porous films. The dynamics of the pores filling is quantitatively described on the basis of the Hurst exponents and fractal dimensions by means of ellipsometry.

THERMAL PHYSICS AND THEORETICAL HEAT ENGINEERING

88
  Method of the free-convection heat exchange calculation on solid surfaces is presented in 110-1000 К temperature range. Analytical form for Rayleigh number in a wide temperature range is presented. The results of the calculation for Rayleigh number are compared with reference data for air. The discrepancy between the above formula and the reference data does not exceed 10%.

INFORMATION SECURITY METHODS AND SYSTEMS

MATHEMATICAL ESTIMATION MODELS OF INFORMATION SECURITY SYSTEM INFRASTRUCTURE AT THE ENTERPRISE Gatchin Yuri Armenacovich, Zharinov Igor Olegovich, Korobeynikov Anatoliy Grigorievich
92
  Design mathematical methods of information security system infrastructure at the enterprise are considered. Mathematical models of costs minimization for information security system infrastructure creation and maximization of information security level of the enterprise and results of their practical use are given.
95
  The main problems of traditional methods of malicious software detection, based on the virus databases updating are analyzed. Alternative methods based on cloud computing are considered. A new detection method based on the unknown software propagation analysis is proposed.
PROBABILISTIC ANALYSIS MODEL FOR INFORMATION INFLUENCE Aleksey Gvozdev, Lebedev Ilya S, Zikratov Igor Alexeevich
99
  The probabilistic approach of information influence evaluation on the users’ opinion in open systems is described. Core statements of mathematical theory for the other probabilistic models creation are proposed.
INFORMATION PROTECTION AGAINST INTENTIONAL ELECTROMAGNETIC INFLUENCES Lev Batalov , Michail Zhukovsky, Ruslan Kirichek , Boris Lazarev
103
  Procedures and consequences of intentional electromagnetic influence on the Ethernet networks using ultra short electromagnetic pulses are described. A probabilistic error origin model in data transfer over the Ethernet for such actions is represented.

INSTRUMENT-MAKING TECHNIQUE. ORGANIZATION OF PRODUCTION

INTEGRATED ENGINEERING DESIGN TECHNOLOGIES FOR POLYMERIC COMPOSITE MATERIALS Yablochnikov Yevgeny I., Vasilkov Sergey D., Yulia Fomina
109
  The necessity of information and telecommunication platform (ITP) creation is proved for solving the selection and design of new polymer composites in the field of instrument-making. Software systems for design of new materials and structural analysis of products with the manufacture technology are defined. The functional diagram of an integrated solution is represented. The injection molding is considered as the basic technology of product manufacturing. The requirements to the ITP dataware are defined in view of material database usage, both by users and software systems.
PRODUCT SURFACE QUALITY PROVIDING ON ELECTRO-EROSION EQUIPMENT Valetov Vyacheslav A., Vitaliy Medunetskiy
113
  Expediency of electro-erosion facilities in preparing surfaces with determined micro geometric surface parameters while creating formative matrix is justified. Solutions of technological tasks are presented, which show the expediency of electro-erosion facilities in simplifying of creating technology and efficiency increase with saving specified surface quality. In addition, experiments results are presented, showing failure of parametrical method as a method of surface roughness assessment, and showing influence of instrumentelectrode surface roughness on the speed of blank-product surface processing.

ECONOMICS AND FINANCES. MANAGEMENT

117
  Basic directions for formation of management scientific preconditions for intellectual property are stated, interrelation of strategic innovative development of the country with intellectual property management at businessunits level is shown and modern approach to commercialization of intellectual activity results is reflected.
120
  The article discusses the methodological and theoretical basis of sustainability and sustainable development of business structures as socio-economic systems. Issues of sustainability and sustainable development are of increasing relevance and acuteness in the circumstances of unstable socioeconomic situation, financial crises, having become increasingly frequent in the context of globalization. Definitions of sustainability, sustainable development, an analysis of the essence of sustainability are proposed; the main criteria and factors of sustainable development and principles of sustainability of business structures are considered.
124
  Risk management system for goods and vehicles movement through customs border of the Russian Federation is analyzed. Basic elements of the system mechanism are considered. This system application results are analyzed.
128
  A balanced system of venture capital investment is necessary for the development of innovation sphere. The absence of investors at one innovation development stage threatens to decrease the speed of innovation sphere development and the loss of perspective projects and designs. This article provides the analysis of investments by innovation stages in the US and Russia, which identifies significant problems in the innovations development in the Russian Federation.

NEW TECHNOLOGIES IN EDUCATION

133
  Project management model for university main competence-oriented educational programs is suggested; its principle parts are considered. The structure of main competence-oriented educational program is described and the structure of graduation student competence model as well. Step-by-step approach for creation of graduation student competence model is shown.

BRIEF REPORTS

TEMPERATURE DEPENDENCE OF REFRACTION INDEX FOR ETHYLENE GLYCOL AND PROPYLENE GLYCOL AQUEOUS SOLUTIONS Belov Nikolai Pavlovich, Sergei Lapshin, Alexander Patyaev, Sherstobitova Alexandra S.
138
According to demands of industrial refractometric technologies, temperature dependence of refractive index and temperature factor data in the range of 10 to 60 °C of aqueous solutions of ethylene glycol and propylene glycol with concentration k = 0–60 % are given.
SOFTWARE ARCHITECTURE FOR THE AUTOMATED WORKPLACE OF THE ONBOARD AVIATION EQUIPMENT DEVELOPER Gatchin Yuri Armenacovich, Zharinov Igor Olegovich, Zharinov Oleg O
140
The architecture for the automated workplace of the onboard aviation equipment developer is considered. The scheme is given and the basic functional components being a part of specialized automated design system, used on the aviation enterprise, are described.
141
The technology of life cycle support for aviation production within the framework of “design-manufactureoperation” is considered. Interaction scheme for manufacturers, suppliers and users of onboard equipment and the structure of the product account in a corporate electronic database is given.
143
Proposals on organization and maintenance of works on information security against deliberate electromagnetic influences are given. These proposals are the basis of the state standard specification project being developed by the authors.
CONSOLIDATION OF DIVERSE CHANNELS OF COMPUTER NETWORK Osipov Andrey V, Bogatyrev Vladimir Anatolievich
145
Options for wired and wireless channels of computer networks merging into a single redundant environment are analyzed.
ESTIMATION OF FUNCTIONAL SAFETY FOR THE DUPLICATED COMPUTING SYSTEMS Bogatyrev Vladimir Anatolievich, Bibikov Sergey V
146
The article deals with specified estimation of functional safety for the duplicated computing system in view of periodicity of control and transition possibility in a dangerous condition because of not detecting the refusal of one of system computers.
147
This article discusses basic functions and requirements for the system of financial planning. The most common systems in Kazakhstan are analyzed in agreement with the requirements.
148
This article examines the specific changes that are made in different areas of the musical education by the musical computer technologies. The article highlights the main components of modern hardware and software to implement the cycle of educational programs in the "Musical Computer Technologies" school.
Copyright 2001-2017 ©
Scientific and Technical Journal
of Information Technologies, Mechanics and Optics.
All rights reserved.

Яндекс.Метрика

Аннотации номера

ОПТИЧЕСКИЕ И ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ, ОПТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

1
Рассмотрены оптические методы и средства контроля и диагностики отбельных производств, применяющих хлорсодержащие белящие реагенты, в целлюлозно-бумажной промышленности. Приводятся результаты лабораторных исследований в видимой области длин волн коэффициента диффузного отражения Rи параметра белизны Bцеллюлозы в зависимости от расхода хлорсодержащего белителя и длительности процесса отбелки. Данные по спектрам диффузного отражения сопоставлены с ультрафиолетовым поглощением в водных растворах остаточных лигнинов. Обоснованы алгоритмы использования оптико-спектральных технологий для оптимизации отбельных производств целлюлозы. Представлены результаты промышленных испытаний оптико-спектрального датчика белизны в отбельном производстве Котласского целлюлозно-бумажного комбината.
8
  Изложены особенности волоконно-оптического способа дистанционной идентификации типа материала с использованием волоконного иттербиевого лазера, продемонстрирована возможность определения типа основных строительных материалов по спектрограммам плазменного факела, возникающего при воздействии лазерного излучения на поверхности исследуемых материалов, проанализирована возможность автоматизации процесса идентификации.
13
  Предложен способ минимизации влияния спекл-модуляции в оптических щупах триггерного типа на точность измерений. Определена величина дискретности съема информации на основе измерения корреляционной функции огибающей выходного сигнала в нескольких произвольных точках поверхности объекта.
16
  Выполнены экспериментальные исследования спектральных характеристик отражения объекта позиционирования (ковша с расплавленным металлом) спектрофотометром фирмы X-Rite (Швейцария), доказана возможность представления спектральной характеристики линейно-гармоническими функциями при обеспечении метрологического класса точности.
466
Представлен лабораторный стенд для записи волоконных решеток Брэгга с использованием интерферометра Тальбота. В качестве источника УФ-излучения используется эксимерная KrF-лазерная система MOPA CL-7550 типа задающий генератор — усилитель, которая обеспечивает высокий уровень временной и пространственной когерентности. Решается задача контроля параметров лазерного излучения и оптимизации процесса записи волоконных решеток Брэгга с требуемыми характеристиками. Приведено описание лабораторного стенда, включающего эксимерную лазерную систему, оптическую систему транспортировки лазерного излучения, интерферометр Тальбота, системы контроля ширины линии лазерного излучения, распределения энергии в пучке, плотности энергии лазерных импульсов в области записи и положения оптического волокна. Представлены результаты записи решеток Брэгга типа I, индуцированных при различных условиях в режиме одноимпульсной и многоимпульсной экспозиции. Приведены зависимости спектральных характеристик решеток Брэгга от различных условий записи, а также методика для исследования относительной фоторефрактивности оптических волокон.
654
Оценивается потенциальная точность измерения наклонной дальности до наземных объектов при сложной структуре облучаемой подстилающей поверхности в условиях инерционного приема с учетом шумов усилительного устройства в сочетании с инерционностью входной цепи. Анализируется влияние расширения полосы пропускания приемно-усилительного тракта на потенциальную точность во избежание наложения сигнальных выбросов от подстилающей поверхности и объекта локации. Приводится оценка энергетических и точностных потерь.

ФОТОНИКА И ОПТОИНФОРМАТИКА

21
  Выполнен сравнительный анализ двух методов восстановления томографических изображений в спектральной оптической когерентной томографии: стандартного метода, основанного на обратном преобразовании Фурье, и метода логарифмического преобразования. Показаны преимущества метода логарифмического преобразования, заключающиеся в получении изображений более высокого качества за счет устранения искажений, вносимых сопутствующими неинформативными составляющими интерферометрических сигналов в спектральной оптической когерентной томографии.
24
  Проведено экспериментальное исследование особенностей регистрации цифровых безлинзовых внеосевых Фурье-голограмм в условиях превышения несущей частотой голограммной структуры частоты Найквиста. Показано, что превышение несущей частотой голограммной структуры частоты Найквиста ведет не к исчезновению изображения, а к постепенному уменьшению его интенсивности, что свидетельствует о снижении дифракционной эффективности голограммы. 
28
  Представлены результаты исследования точности определения малых смещений поверхности объектов методом цифровой голографии. Рассматривается процесс регистрации цифровых голограмм и восстановления фазовой информации из голограмм. Сравнивается точность определения нормальных смещений поверхности объекта при использовании двух методов устранения нулевого порядка дифракции с последующим вычислением фазы предметной волны.

ЛАЗЕРНЫЕ И БИОМЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ТЕРАГЕРЦОВЫЕ СПЕКТРЫ ПРОПУСКАНИЯ И ОТРАЖЕНИЯ КАТАРАКТАЛЬНО ИЗМЕНЕННЫХ ХРУСТАЛИКОВ ГЛАЗА ЧЕЛОВЕКА Езерская А. А., Смолянская О. А., Парахуда С. Е., Грачев Я. В., Гончаренко А. О.
33
  Выявлена корреляция между оптической плотностью ядра хрусталика в терагерцовом диапазоне и его плотностью, определенной согласно классификации Л. Буратто. Уплотнение волокон хрусталика, вызванное старческой катарактой, увеличивает отражательную способность хрусталика в терагерцовом  диапазоне. Временная структура сигнала терагерцового рефлектометрического томографа позволяет определить пространственное распределение плотности в хрусталике.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ

37
  Рассматривается проблема формирования сигналов коррекции искажений систематических помехозащищенных кодов с использованием квазисиндромов ошибок в алгоритмической среде рекуррентного декодирования для случая исправления ошибок повышенной кратности и в темпе аппаратного времени. Положения работы иллюстрируются примером.
42
  Проведено исследование физических процессов при формировании импульса тока накачки в плазменном канале импульсной ксеноновой лампы в режиме ограничения тока накачки самой лампой.
51
  Рассмотрены принципы синтеза нейронных сетей, показаны недостатки подходов при выборе структуры и настройке весов. Оптимизация сетей возможна с применением эволюционных алгоритмов, обладающих преимуществами, которые проявляются при работе с многосвязными и многослойными сетями. Проведенные имитационные эксперименты на конкретной тестовой функции подтверждают эффективность разработанных алгоритмов.
56
  Описывается способ получения математической модели электропривода азимутальной оси телескопа с помощью идентификации его параметров. Полученная модель используется для настройки прецизионной системы автоматического управления объектом, работа которой проверяется на реальном устройстве. Теоретические расчеты в значительной степени совпадают с практическими результатами, что показывает достоверность данного метода построения системы управления. Работа представляет интерес для студентов, аспирантов, работников электротехнических специальностей, а также специальностей и направлений подготовки, связанных с теорией автоматического управления.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

60
Предложен когнитивный подход к решению задач информационно-аналитической поддержки управления глобальной безопасностью регионального развития, основанный на комбинировании методов концептуального, системно-динамического и мультиагентного моделирования сложных динамических систем и процессов информатизации. Подход обеспечивает создание технологий построения интеллектуальных систем поддержки принятия решений в сфере прогнозирования и стратегического планирования безопасного развития региональных социально-экономических систем. Разработаны архитектура и базовые компоненты распределенной проблемно-ориентированной агентной платформы для создания полимодельных комплексов поддержки управления безопасностью региона.
65
  Исследованы подходы к организации структуры отказоустойчивой вычислительной сети на базе дублированных вычислительных комплексов, предусматривающих повышение надежности и производительности на основе динамического перераспределения потока запросов с учетом состояний работоспособности и загруженности компьютерных узлов. Представленные результаты демонстрируют существенную роль выбора кратности резервирования и алгоритмов управления запросами в эффективности системы. Выявлены зависимости эффективности системы от способа распределения вычислительных узлов по разным уровням сети и потока запросов между ними.Показана эффективность обеспечения надежности и производительности вычислительных систем, компонуемых из дублированных вычислительных комплексов на основе динамического распределения запросов. 
69
  Предложен алгоритм получения последовательностей де Брейна заданной степени на основе одноименных графов. Приведены примеры построения кодирующих масок псевдорегулярных кодовых шкал с использованием полученных последовательностей. 
74
  Рассматривается управленческая задача создания надежной, современной, адаптивной, гибкой и функциональной IT-инфраструктуры предприятия, являющейся основой эксплуатации корпоративных информационных систем, а также тестирования и внедрения новых бизнес-приложений. Решение этой проблемы связано с решением целого комплекса задач, в основе которого лежит формирование IT-стратегии предприятия. Стратегия определяет набор приоритетных инициатив в области информационных технологий, который позволяет согласованно и скоординировано развивать информационно-технологический комплекс предприятия с участием всех подразделений на базе единых требований для достижения стратегических целей предприятия.

МЕХАНИКА И МЕХАТРОНИКА

78
  Рассматривается кинематическая схема двухпараметрической сканирующей антенны и характер ее движения. Предложена имитационная модель механического модуля антенного устройства в пакете SimMechanicsи получено решение аналитических уравнений движения механического модуля с помощью функций пакета программ MATLAB. Проведено сравнение численных результатов, полученных при одинаковых начальных условиях с использованием имитационной модели механического модуля в пакете SimMechanicsи аналитических уравнений движения в пакете программ MATLAB. Смоделирован случай с дополнительным углом поворота.

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ И НАНОТЕХНОЛОГИИ

84
Исследуетсяпроцесс сорбции водных растворов акриловыми полимерными пленками и его количественное описание, для которого динамика набухания полученных гидрогелей описывается на основе определения по изображениям показателей Херста и фрактальной размерности на разных стадиях набухания. Свободной радикальной полимеризацией в водной среде были синтезированы гидрофильные сополимеры – гидрогели на основе акриловой кислоты и сшивающего агента, N,N'-метиленбисакриламида,в виде тонких пористых пленок. Cпомощью эллипсометрии на основе динамики изменения показателей Херста была исследована сорбция молекул растворителя, сшитого акриловым сополимером

ТЕПЛОФИЗИКА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ТЕПЛОТЕХНИКА

88
  Представлена методика расчета свободноконвективного теплообмена на твердых поверхностях в диапазоне температур 110–1000 К.Получено аналитическое выражение для расчета числа Рэлея в широком интервале температур. Результаты расчета по приведенному в работе соотношению для числа Рэлея сопоставляются со справочными данными для воздуха. Расхождение результатов расчета со справочными данными не превышает 10%.

МЕТОДЫ И СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

92
  Рассматриваются математические основы проектирования инфраструктуры системы защиты информации на предприятиях. Приводятся математические модели минимизации затрат на построение инфраструктуры системы защиты информации и максимизации уровня защищенности информационных активов предприятия, а также результаты их практического использования.
95
Определены основные проблемы традиционных методов обнаружения вредоносного программного обеспечения, основанных на обновлении антивирусных баз. Рассмотрены альтернативные методы, основанные на облачных вычислениях. Предложен новый метод обнаружения на основе анализа процесса распространения неизвестного программного обеспечения.
ВЕРОЯТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Гвоздев А. В., Лебедев И. С., Зикратов И. А.
99
  Описывается вероятностный подход к оценке воздействия сообщений в открытых системах на мнение пользователей. Приводятся основные положения математической теории, пригодной для построения других вероятностных моделей.
103
Описаны механизмы и последствия преднамеренного электромагнитного воздействия на сети Ethernet c использованием сверхкоротких электромагнитных импульсов. Представлена вероятностная модель возникновения ошибок при передаче данных в сети Ethernet при таких воздействиях.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

109
Обоснована необходимость создания информационно-телекоммуникационной платформы для решения задач по выбору и проектированию новых полимерных композиционных материалов в сфере приборостроения. Определены программные системы для проектирования новых материалов и структурного анализа изделий с учетом технологий их изготовления. Представлена функциональная схема комплексного решения задачи. В качестве базовой технологии изготовления изделий рассматривается инжекционное литье. Определены требования к информационному обеспечению информационно-телекоммуникационной платформы с учетом использования базы данных материалов, как пользователями, так и программными системами.
113
Обоснована целесообразность применения электроэрозионного оборудования для упрощения технологии изготовления поверхностей, обеспечения высокой производительности и заданного качества поверхности. Приведены результаты экспериментов, показывающих несостоятельность параметрического подхода к оценке шероховатости поверхностей, полученных на электроэрозионном оборудовании. Установлено влияние шероховатости поверхности электрода-инструмента на время электроэрозионной обработки.

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ. МЕНЕДЖМЕНТ

117
  Изложены основные направления формирования научных предпосылок менеджмента интеллектуальной собственности, показана взаимосвязь стратегического инновационного развития страны с управлением интеллектуальной собственностью на уровне бизнес-единиц, также отражен современный подход к коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
120
  Рассмотрены методологические и теоретические основы устойчивости и устойчивого развития предпринимательских структур как социально-экономических систем. Вопросы устойчивости и устойчивого развития приобретают все большую актуальность и остроту в обстоятельствах нестабильной социо-экономической ситуации, финансовых кризисов, ставших все более частыми в условиях глобализации. Предложены определения устойчивости, устойчивого развития, проведен анализ сущности устойчивости, предложены критерии, факторы устойчивого развития и принципы устойчивости предпринимательских структур.
124
  Анализируется система управления рисками при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Рассмотрены основные элементы механизма этой системы. Проанализированы результаты работы системы.
128
  Для развития инновационной сферы необходима сбалансированная система венчурного инвестирования. Отсутствие инвесторов на одной из стадий развития инноваций грозит снижением темпов развития инновационной сферы и утратой перспективных проектов и разработок. Приводится анализ инвестиций по стадиям инноваций в России и США, который выявляет существенные проблемы в развитии инноваций в Российской Федерации.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

133
Предложена модель управления проектами компетентностно-ориентированных основных образовательных программ вуза, рассмотрены ее основные компоненты. Описана структура компетентностно-ориентированной основной образовательной программы и структура компетентностной модели выпускника. Показан поэтапный механизм формирования компетентностной модели выпускника.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

138
На уровне требований промышленных рефрактометрических технологий приведены данные по температурной зависимости показателя преломления и температурному коэффициенту показателя преломления в диапазоне температур от 10ºС до 60ºС водных растворов этиленгликоля и пропиленгликоля с концентрацией от 0% до 100%.
140
Рассматривается архитектура программного обеспечения рабочего места разработчика бортового авиационного оборудования. Приведена схема и описаны основные функциональные составляющие, входящие в состав специализированной системы автоматизированного проектирования, используемой на авиационном предприятии.
141
Рассматривается технология поддержки жизненного цикла авиационной продукции в объеме «проектирование-производство-эксплуатация». Приведена схема взаимодействия изготовителей, поставщиков и эксплуатантов бортового оборудования и структура учетной записи продукции в корпоративной электронной базе данных.
143
Изложены предложения авторов по организации и содержанию работ по защите информации от преднамеренных электромагнитных воздействий. Предложения являются основой разработанного проекта ГОСТ.
145
Проанализированы варианты объединения в единую резервированную среду проводных и беспроводных каналов вычислительных сетей.
146
Предложена уточненная оценка функциональной безопасности дублированной вычислительной системы с учетом периодичности контроля и возможности перехода в опасное состояние из-за необнаружения отказа одной из машин системы.
147
Рассматриваются основные функции и требования, предъявляемые к системе финансового планирования. Исходя из требований, проводится анализ наиболее распространенных в Казахстане систем.
148
Рассматриваются вопросы специфических изменений, которые вносит музыкальный компьютер в различные сферы музыкального образования. Рассматриваются основные элементы современного программно-аппаратного комплекса для реализации цикла образовательных программ по направлению «Музыкально-компьютерные технологии».
Информация 2001-2017 ©
Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики.
Все права защищены.

Яндекс.Метрика