DOI: 10.17586/2226-1494-2015-15-6-1169-1176


УДК378.14:004.02

МЕТОД АНАЛИЗА ЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕШИФРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ТЕСТА УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЕТЕНЦИЙ

Фрейман В.И.


Читать статью полностью 
Язык статьи - русский

Ссылка для цитирования: Фрейман В.И. Метод анализа логических условий для дешифрации результатов диагностического теста уровня освоения элементов компетенций // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2015. Т. 15. № 6. С. 1169–1176.

Аннотация
Постановка задачи. Проанализированы особенности представления результатов обучения по компетентностно-ориентированным образовательным программам. Показана важность решения задач дешифрации и оценивания уровня освоения элементов и компонентов дисциплинарных частей компетенций. Сформулированы цель и основные задачи работы. Методы исследования. В работе использованы методы математической логики, аппарат булевой алгебры, а также параметрический анализ результатов реализации сложного диагностического теста, контролирующего уровень освоения нескольких элементов дисциплинарных компетенций. Результаты. Разработан метод анализа логических условий, который позволит сформулировать условия для определения уровня освоения каждого из проверяемых сложным диагностическим тестом элемента дисциплинарной компетенции. Нормализованный результат теста разбит на непересекающиеся зоны, для каждой из которых сформулировано логическое условие об уровне освоения контролируемых элементов. Введены обобщенные характеристики для зон, представляющих результат теста. Приведен пример формирования логических условий для диагностического теста с заданными характеристиками. Практическая значимость. Предлагаемый метод анализа логических условий использован в алгоритме дешифрации результатов тестового диагностирования уровня освоения элементов дисциплинарных компетенций. Он позволит автоматизировать процедуру поиска элементов с недостаточным уровнем освоения, а также может быть использован для оценивания результатов изучения дисциплины или раздела компетентностно-ориентированной образовательной программы.

Ключевые слова: элемент дисциплинарной компетенции, результат обучения, тестовое диагностирование, уровень освоения, логическое условие, алгоритм дешифрации.

Список литературы

1. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и Бо¬лонские из¬мерения / Под ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 352 с.
2. Васильев В.Н., Лисицына Л.С. Планирование и оценивание ожидаемых результатов освоения компетенций ФГОС ВПО // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2013. № 2 (84). С. 142–148.
3. Васильев В.Н., Лисицына Л.С., Шехонин А.А. Концептуальная модель для извлечения результатов обучения из избыточного содержания образования // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. 2010. № 4 (68). С. 104–108.
4. Кон Е.Л., Фрейман В.И., Южаков А.А. Анализ и количественная оценка результатов реализации образовательных программ с использованием диагностических тестов // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2015. Т. 15. № 4. С. 756–763. doi: 10.17586/2226-1494-2015-15-4-756-763
5. Engineering Education Quality Assurance: A Global Perspective / Eds. A. Patil, P. Gray. London: Springer-Verlag, 2009. 316 p. doi: 10.1007/978-1-4419-0555-0
6. Krathwohl D., Bloom B., Masia B. Taxonomy of Educational Objectives: the Classification of Educational Goals. NY: Longman, 1984. 196 p.
7. A Taxonomy for Learning, Teaching and Assessing: a Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives / Eds. L.W. Anderson, D.R. Krathwohl. NY: Longman, 2000. 336 p.
8. Heywood J. Assessment in Higher Education: Student Learning, Peaching, Programmes and Institutions. London: Jessica Kingsley Publishers, 2000. 452 p.
9. Yorke M. Formative assessment in higher education: moves towards theory and the enhancement of pedagogic practice // Higher Education. 2003. V. 45. N 4. P. 477–501. doi: 10.1023/A:1023967026413
10. Gulikers J., Biemans H., Mulder M. Developer, teacher, student and employer evaluations of сompetence-based assessment quality // Studies in Educational Evaluation. 2009. V. 35. N 2-3. P. 110–119. doi: 10.1016/j.stueduc.2009.05.002
11. Reimann P., Kickmeier-Rust M., Albert D. Problem solving learning environments and assessment: a knowledge space theory approach // Computers and Education. 2013. V. 64. P. 183–193. doi: 10.1016/j.compedu.2012.11.024
12. Wakimoto D., Lewis R. Graduate student perceptions of eportfolios: uses for reflection, development, and assessment // Internet and Higher Education. 2014. V. 21. P. 53–58. doi: 10.1016/j.iheduc.2014.01.002
13. Rodrigues F., Oliveira P. A system for formative assessment and monitoring of students' progress // Computers and Education. 2014. V. 76. P. 30–41. doi: 10.1016/j.compedu.2014.03.001
14. Крокер Л., Алгина Дж. Введение в классическую и современную теорию тестов. М.: Логос, 2010. 668 с.
15. Челышкова М.Б., Звонников В.И., Давыдова О.В. Оценивание компетенций в образовании: учебное пособие. М.: ГУУ, 2011. 229 с.
16. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: учеб. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 216 с.
17. Кон Е.Л., Фрейман В.И., Южаков А.А. Разработка и исследование подходов к управлению, контролю и оцениванию качества реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2015. № 3. С. 356–372.
18. Фрейман В.И. Применение методов и процедур технической диагностики для контроля и оценки результатов обучения, заданных в компетентностном формате // Известия СПбГЭТУ ЛЭТИ. 2014. № 6. С. 79–85.
19. Кон Е.Л., Фрейман В.И., Южаков А.А. Анализ возможности применения аппарата и методов технической диагностики для контроля и оценки результатов освоения компетентностно-ориентированных образовательных программ // Известия СПбГЭТУ ЛЭТИ. 2014. № 7. С. 66–71.
20. Кон Е.Л., Фрейман В.И., Южаков А.А. Применение аппарата нечеткой логики для контроля результатов обучения, заданных в компетентностном формате // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2014. № 12. С. 20–25.
21. Фрейман В.И. Разработка метода дешифрации результатов диагностирования уровня освоения элементов компетенций с использованием нечеткой логики // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2014. № 12. С. 26–30.
22. Фрейман В.И. Реализация одного алгоритма условного поиска элементов компетенций с недостаточным уровнем освоения // Информационно-управляющие системы. 2014. № 2 (69). С. 93–102.
23. Adomian G. On integral, differential, and integro-differential equations, perturbation and averaging methods // Kybernetes. 1995. V. 24. N 7. P. 52–60.
24. Кон Е.Л., Фрейман В.И., Южаков А.А. Количественная оценка результатов обучения, представленных в компетентностном формате // Вестник УГАТУ. 2015. Т. 19. № 1 (67). С. 206–212.
 



Creative Commons License

This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License
Информация 2001-2019 ©
Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики.
Все права защищены.

Яндекс.Метрика