DOI: 10.17586/2226-1494-2016-16-5-946-951


УДК82.05.21

ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИКРИТЕРИАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Сербин В.В., Сырымбаева А.М.


Читать статью полностью 
Язык статьи - Английский

Ссылка для цитирования: Сербин В.В., Сырымбаева А.М. Исследование мультикритериальной модели принятия решений для информационно-образовательных систем // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2016. Т. 16. № 5. С. 946–951. doi: 10.17586/2226-1494-2016-16-5-946-951

Аннотация

Предмет исследования.Предложена модель принятия решений для информационно-образовательных систем. Проведено исследование многокритериальной модели, которая учитывает знание, реакцию, а также сомнение. Метод. Модель освоения пользователем материала строится на основе идентификации персональных свойств при работе с системой. В результате отслеживания персональных свойств в системе для каждого пользователя  формируется образ, который может использоваться как средство идентификации его состояния: уровень знаний, доля ошибки, информационный почерк и т.д. При регистрации пользователь проходит входное тестирование. Многокритериальные результаты тестирования автоматически сохраняются в персональную базу данных пользователя (матрицу агента) и учитываются для психологического комфорта, формирования следующего контента системы, управления уровнями знаний, принятия решения при работе с системой. Предложенный метод дает более ясную и прозрачную ситуационную картину для объективного принятия решения. Основной результат. Внедрение многокритериальной модели принятия решений способствует повышению качества дистанционного образования. Также метод дает возможность уменьшить вероятность угадывания правильного ответа, что повышает объективность оценки уровня знаний в системах диагностики для управления процессом обучения по дистанционным технологиям. Практическая ценность. Полученные теоретические результаты использованы в системах обучения на основе многокритериальной модели принятия решений. Предлагаемая модель приводит к увеличению среднего балла примерно на 0,3–0,4 балла и сокращает время на обучение в полтора – два раза.


Ключевые слова: модель, модель принятия решений, объективное оценивание, многокритериальная модель, уровень сомнения

Список литературы

1. Serbin V.V., Syrymbayeva A., Tolebayeva K. Multi-criteria decision-making model for information learning system: a critique of the level of doubt // International Journal of eGovernance and Networks. 2015. N 3. P. 56–65.
2. Сербин В.В., Смирнова Ю.Г. Психометрический показатель сомнения в компьютерных тестах // Proc. Int. Research and Practice Conf. and I stage of the Championship in physical, mathematical and chemical sciences. London, 2013. P. 43–46.
3. Serbin V. Methodology for measuring the level of users doubts: start of a new theory // European Applied Sciences. 2013. N 1. P. 230–233.
4. Serbin V. Multicriteria metod diagnosis of the intellectual and socialpsychological characteristics of personality // Proc. 2nd Int. Scientific Conference European Applied Sciences: Modern Approaches in Scientific Researches. Stuttgart, Germany, 2013. V. 3. Р. 93–97.
5. Ногин В.Д. Принятие решений в многокритериальной среде: количественный подход. М.: Физматлит, 2002. 176 с.
6. Serbin V. Technology, Methodology for the Creation and Development of Information and Learning Systems. Almaty: AIPET, 2010. 198 p.
7. Виноградов Г.П., Кузнецов В.Н. Моделирование поведения агента с учетом субъективных представлений о ситуации выбора // Искусственный интеллект и принятие решений. 2011. № 3. С. 58–72.
8. Теслинов А.Г. Концептуальное проектирование сложных решений. СПб.: Питер, 2009. 288 с.
9. Hoenig C. The Problem Solving Journey: Your Guide To Making Decisions and Getting Results. Perseus Publishing, 2000. 283 p.
10. Galotti K.M. Making Decisions That Matter: How People Face Important Life Choices. London: Lawrence Erlbaum Associates, 2002.
11. Ranyard R., Crozier W.R., Svenson O. Decision Making: Cognitive Models and Explanations. London-NY: Routledge, 1997.
12. Salas E., Klein G.A. Linking Expertise and Naturalistic Decision Making. Lawrance Erlbaum Associates, 2001. 464 p.
13. Stair R.M., Reynolds G. Principles of Information Systems: A Managerial Approach . Delmar Cengage Learning, 2007. 600 p.
14. Applegate L.M., Austin R.D., McFarlan F.W. Corporate Information Strategy and Management: Text and Cases. 7th ed. McGraw Hill, 2007. 657 p.
15. Robinson D. Aspect-Oriented Programming with the e Verification Language. Morgan Kaufmann, 2007. 265 p.
 



Creative Commons License

This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License
Информация 2001-2019 ©
Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики.
Все права защищены.

Яндекс.Метрика