
НИКИФОРОВ
Владимир Олегович
д.т.н., профессор
doi: 10.17586/2226-1494-2018-18-2-286-298
УДК 004.043
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, РАЗРАБОТКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОМЕННЫХ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОРТАЛОВ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Читать статью полностью

Ссылка для цитирования: Навроцкий М.А., Жукова Н.А., Муромцев Д.И., Мустафин Н.Г. Методология проектирования, разработки и сопровождения доменных семантических порталов научно-технической информации // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2018. Т. 18. № 2. С. 286–298. doi: 10.17586/2226-1494-2018-18-2-286-298
Аннотация
Предмет исследования.Рассмотрена проблема построения и поддержки образовательных процессов за счет создания специализированных семантических порталов на основе технологии открытых связанных данных. Такие порталы содержат траектории освоения информации, а также связанные с этими траекториями данные и знания. В статье исследована проблема поддержки такого рода траекторий в технической области. Именно в этой области потребность в предлагаемых порталах наиболее высока. Метод. В качестве метода структурирования и представления данных и знаний семантического портала выбран онтологический инжиниринг. В основу построения индивидуальной образовательной траектории положена 4-уровневая иерархическая модель, включающая уровни инкапсуляции и композиции контента, определенные в терминах компетенций, а также уровни порождения и композиции конкретных программ обучения. Моделирование компетенций выполнено в терминах теории графов, а в качестве доступа к данным порталов использован язык запросов SPARQL. Основные результаты. С использованием предложенных методов разработано два семантических портала научно-технической информации: для поддержки образовательного процесса в Университете ИТМО и для Центра речевых технологий. Рассмотрены результаты опытной эксплуатации разработанных порталов. Практическая значимость. Внедрение предложенного подхода и использование представленной методики позволяет разрабатывать доменные семантические порталы научно-технической информации и использовать их для получения знаний пользователем по индивидуальным траекториям. Использованный стек технологий и методов позволяет легко адаптировать и повторно использовать уже разработанные элементы семантических порталов для различных предметных областей
Список литературы
-
Cockburn A. Agile Software Development. Boston: Addison-Wesley, 2002. 304 p.
-
Ключев А.О., Кустарев П.В., Ковязина Д.Р., Петров Е.В. Программное обеспечение встроенных вычислительных систем. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2009.212 с.
-
Maedche A., Staab S. Ontology learning for the semantic web // IEEE Intelligent Systems. 2001. V. 16. N 2. P. 72–79. doi: 10.1109/5254.920602
-
Sure Y., Erdman M., Angele J. et al. OntoEdit: Collaborative ontology development for the semantic web // Lecture Notes in Computer Science. 2002. V. 2342. P. 221–235.
-
Морковкин Д.Е. Организационное проектирование системы управления знаниями // Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 2 (3). С. 74–80.
-
Фурин А.Г. Сущность индивидуальной образовательной траектории: институциональный аспект // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 9. С. 41–43.
-
Сытина Н.С. Формирование индивидуальной образовательной траектории студента как условие профессионального развития будущего педагога // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 3.
С. 67–71. -
Ehrig H., Ermel C., Golas U., Hermann F. Graph and Model Transformation. Springer, 2015. 472 p.
-
Rozewski P., Kusztina E., Tadeusiewicz R., Zaikin O. Intelligent Open Learning Systems. Springer, 2011. 257 p. doi: 10.1007/978-3-642-22667-0
-
Buil-Aranda C., Hogan A., Umbrich J., Vanderbussche P.Y. SPARQL web-querying infrastructure: Ready for action? // Lecture Notes in Computer Science. 2013. V. 8219. P. 277–293. doi: 10.1007/978-3-642-41338-4_18
-
Videla A., Williams J.J.W. RabbitMQ in Action: Distributed Messaging for Everyone. Manning Publ., 2012. 312 p.
-
Carlson J.L. Redis in Action. Manning Publ., 2013. 320 p.