Меню
Публикации
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
Главный редактор
НИКИФОРОВ
Владимир Олегович
д.т.н., профессор
Партнеры
doi: 10.17586/2226-1494-2020-20-2-290-300
УДК 621.314
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ С ПРОГРАММНО-КОНФИГУРИРУЕМЫМ УПРАВЛЕНИЕ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ
Читать статью полностью
Язык статьи - русский
Ссылка для цитирования:
Аннотация
Ссылка для цитирования:
Анучин А.С., Демидова Г.Л., Вагапов Ю., Стжелецки Р. Исследование систем управления электроприводами с программно-конфигурируемым управлением в реальном времени // Научно-технический вестник информа- ционных технологий, механики и оптики. 2020. Т. 20. № 2. С. 290–300. doi: 10.17586/2226-1494-2020-20-2-290-300
Аннотация
Предмет исследования. Представлен учебно-лабораторный стенд для исследования систем управления элек- троприводами. Стенд используется для обучения студентов системам управления электроприводами и предна- значен для повышения эффективности усвоения материала. Метод. В основу предлагаемого решения положен метод взаимного нагружения электрических машин, питаемых от силовых преобразователей с общим звеном постоянного тока. Это позволяет использовать одну электрическую машину в качестве испытуемой, а другую — в качестве нагрузочной, и наоборот. Обеспечивается переток мощности от машины, работающей в генераторном режиме, к машине, функционирующей в двигательном. Подобное решение обеспечивает энергосберегающий режим работы — из сети потребляются только мощности для покрытия потерь в силовых преобразователях и машинном агрегате. Для изучения различных структур систем управления электродвигателей постоянного и переменного тока предложен способ организации программного обеспечения со свободно конфигурируемой структурой. Основные результаты. Приведено описание лабораторных стендов. Каждый стенд содержит двухмашинный агрегат, где электродвигатель получает питание от своего полупроводникового преобразователя, управляемого в реальном времени микроконтроллерной системой. Созданное программное обеспечение позво- ляет синтезировать исследуемую структуру управления с помощью настроек системы управления. Настройка осуществляется с использованием ряда свободно конфигурируемых управляющих элементов, которые ком- пилируются в алгоритм управления микроконтроллером. Безопасное выполнение эксперимента обеспечивает алгоритм управления, работающий во взаимодействии с основной программой, работающей в реальном времени. Таким образом, обеспечивается защита электродвигателей и силовых преобразователей. Наличие встроенных программных средств защиты позволило добиться надежной работы электроприводов мощностью 1,5 кВт и обе- спечить близкие к промышленным характеристики. Приведено подробное описание особенности лабораторного оборудования и его программного обеспечения для системы векторного управления асинхронным двигателем. Пример демонстрирует настройку систем управления, компиляцию исполняемого кода, процедуру проведения эксперимента и анализ результатов. Практическая значимость. Рассмотренные подходы к построению учебного оборудования могут быть применены при проектировании аналогичного учебного оборудования по смежным дисциплинам. Представленные результаты могут быть полезны научным и научно-педагогическим работникам, занимающимся подготовкой специалистов в области систем управления электроприводами.
Ключевые слова: обучение, системы управления электроприводов, лабораторное оборудование, настройка
Благодарности. Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации (проект № 8.8313.2017/БЧ).
Список литературы
Благодарности. Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации (проект № 8.8313.2017/БЧ).
Список литературы
-
Carter G., Armour D.G., Lee L.S., Sharples R. Assessment of undergraduate electrical engineering laboratory studies // IEE Proceedings A: Physical Science. Measurement and Instrumentation. Management and Education. Reviews. 1980. V. 127. N 7. P. 460–474. doi: 10.1049/ip-a-1.1980.0069
-
Balog R.S., Sorchini Z., Kimbal J.W., Chapman P.L., Krein P.T. Modern laboratory-based education for power electronics and electric machines // IEEE Transactions on Power Systems. 2005. V. 20. N 2. P. 538–547. doi: 10.1109/TPWRS.2005.846237
-
Feisel L.D., Rosa A.J. The role of the laboratory in undergraduate engineering education // Journal of Engineering Education. 2005. V. 94. N 1. P. 121–130. doi: 10.1002/j.2168-9830.2005.tb00833.x
-
Edwards C. Drive for power // Engineering and Technology. 2014. V. 9. N 3. P. 78–81. doi: 10.1049/et.2014.0311
-
Chin Y.C., Chang G.W. An integrated on-line system for experimental data analysis to electric machines laboratory // Proc. 8th International Power Engineering Conference (IPEC 2007). 2007. P. 1416–1420.
-
Dal M. Teaching electric drives control course: Incorporation of active learning into the classroom // IEEE Transactions on Education. 2013. V. 56. N 4. P. 459–469. doi: 10.1109/TE.2013.2256424
-
Molina-Garcia A., Gomez E., Fuentes J.A. An arbitrary load torque generator for studying electric drives in a laboratory environment // International Journal of Electrical Engineering Education. 2008. V. 45. N 3. P. 210–228. doi: 10.7227/IJEEE.45.3.3
-
Hassell T.J., Oliveira A.M., Weaver W.W. Design, construction, and testing of an electric machine test-bed for use in laboratory and research education // Proc. 43rd IEEE Annual Frontiers in Education Conference (FIE 2013). 2013. P. 470–476. doi: 10.1109/FIE.2013.6684869
-
Brekken T.K.A., Mohan N. A flexible and inexpensive FPGA-based power electronics and drives laboratory // Proc. 37th IEEE Power Electronics Specialists Conference (PESC 2006). 2006. P. 1712042. doi: 10.1109/pesc.2006.1712042
-
Wollenberg B., Mohan M. The importance of modern teaching labs // IEEE Power and Energy Magazine. 2010. V. 8. N 4. P. 45–52. doi: 10.1109/MPE.2010.937133