Меню
Публикации
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
Главный редактор

НИКИФОРОВ
Владимир Олегович
д.т.н., профессор
Партнеры
doi: 10.17586/2226-1494-2022-22-1-127-137
УДК 004.85, 378.048.2
Интеллектуализация управления развитием персонала высокотехнологичных сервис-ориентированных компаний
Читать статью полностью

Язык статьи - русский
Ссылка для цитирования:
Аннотация
Ссылка для цитирования:
Береснев А.Д. Интеллектуализация управления развитием персонала высокотехнологичных сервис-ориентированных компаний // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2022. Т. 22, № 1. С. 127–137. doi: 10.17586/2226-1494-2022-22-1-127-137
Аннотация
Предмет исследования. Предложен подход к управлению развитием персонала сервис-ориентированных ИТ-компаний. Подход основан на параметрической модели обучения высококвалифицированного персонала и реализован с использованием интеллектуальных алгоритмов. Метод. Параметризация модели обучения выполнена на основе теории грубых множеств. Для реализации интеллектуальных алгоритмов применены технологии тематического моделирования с аддитивной регуляризацией (Additive Regularization Thematic Model), использования специальной среды для текущей разработки конфигурации информационных систем и анализа формальных концептов (Formal Concept Analysis). Основные результаты. Для разработанного подхода создан набор методик, который реализован в виде библиотеки программных средств. Оценка эффективности предложенного решения реализована на наборе данных, содержащих результаты обработки 2948 заявок на обслуживание, обработанных сотрудниками сервис-ориентированной ИТ-компанией в течение четырех месяцев. Результаты экспериментальной оценки показали, что использование предложенного набора методик и библиотеки программных средств увеличило от 31 до 54 % эффективность работы сервис-инженеров по ключевым показателям. Практическая значимость. Применение разработанного подхода позволит оперативно адаптировать квалификацию персонала сервис-ориентированных ИТ-компаний в условиях быстрой смены производственных задач и рабочего окружения без отрыва от рабочего процесса.
Ключевые слова: развитие персонала, сервисная модель предоставления услуг, обучение на рабочем месте, грубые множества, обработка текстов, тематическое моделирование с аддитивной регуляризацией, анализ формальных концептов
Список литературы
Список литературы
1. Zakrzewska-Bielawska A. High technology company – concept, nature, characteristics // Proc. of the 8th International Conference on Management, Marketing and Finances. 2010. P. 93–98.
2. Wolf M., Terrell D. The high-tech industry, what is it and why it matters to our economic future // Beyond the Numbers: Employment and Unemployment. 2016. V. 5. N 8. P. 1–7.
3. Cacciattolo K. Defining workplace learning // European Scientific Journal. 2015. Special ed. V. 1. P. 243–250.
4. Hart J. Modern Workplace Learning 2019: A Framework for continuous improvement, learning and development [Электронный ресурс]. URL: https://www.modernworkplacelearning.com/cild/ (дата обращения: 25.02.2020).
5. Sweeney F. Workplace learning: The evolution of IT learning. March 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.theceomagazine.com/business/management-leadership/workplace-learning-the-evolution-of-it-learning/ , свободный. Яз. англ. (дата обращения: 20.11.2021).
6. Dreyfus S.E., Dreyfus H.L. A five-stage model of the mental activities involved in directed skill acquisition. Washington, DC: Storming Media [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/235125013_A_Five-Stage_Model_of_the_Mental_Activities_Involved_in_Directed_Skill_Acquisition, свободный. Яз. англ. (дата обращения: 20.11.2021).
7. Галинская Е.В., Иващенко А.А., Новиков Д.А. Модели и механизмы управления развитием персонала. М.: ИПУ РАН, 2005. 68 с.
8. Шестакова Е.В. Инновационные технологии обучения персонала. 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://elib.osu.ru/bitstream/123456789/1230/1/2278-2283.pdf, свободный. Яз. рус. (дата обращения: 21.11.2021).
9. Кязимов К.Г. Управление человеческими ресурсами: профессиональное обучение и развитие: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 202 с.
10. Вялова Е.П., Квашнина Г.А., Федянин В.И. Динамическое моделирование и оптимизация управления производительностью инновационной организации с учетом профессиональной компетенции сотрудников // Системы управления и информационные технологии. 2007. № 4.1(30). С. 134–136.
11. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании. М.: Высшее образование, 2006. 368 с.
12. Jacobs R.L., Park Y. A proposed conceptual framework of workplace learning: Implications for Theory development and research in human resource development // Human Resource Development Review. 2009. V. 8. N 2. P. 133–150. https://doi.org/10.1177/1534484309334269
13. Принятие решений в неопределенности. Правила и предубеждения / под ред. Д. Канемана, П. Словика, А. Тверски. Харьков: Гуманитарный центр, 2021. 540 с.
14. Трегуб И.В., Горошникова Т.А. Имитационные модели принятия решений: учебное пособие. М.: Инфра-М, 2020. 193 с.
15. Užga-Rebrovs O. Knowledge representing features in rough sets theory // Proc. 7th International Scientific and Practical Conference on Environment, Technology and Resources. 2009. P. 169–176. https://doi.org/10.17770/etr2009vol2.1045
16. Федорова Е.С., Лашманова Н.В. Применение комбинированных методов оценки в системе управления компетенциями инновационного предприятия // Дискурс. 2016. № 6. С. 56–59.
17. Hart J. Modern Workplace Learning 2020: How Modern Professionals Prefer to Learn [Электронный ресурс]. URL: www.modernworkplacelearning.com/cild/introduction/1-7-how-modern-professionals-prefer-to-learn/ (дата обращения: 20.06.2021).
18. The Official Introduction to the ITIL Service Lifecycle. London: TSO [Электронный ресурс]. URL: http://wikiitil.ru/books/00%20ITIL3%20Official%20Introduction.pdf, свободный. Яз. англ. (дата обращения: 18.10.2021).
19. Poelmans J., Ignatov D.I., Kuznetsov S., Dedene G. Formal concept analysis in knowledge processing: A survey on applications // Expert Systems with Applications. 2013. V. 40. N 16. P. 6538–6560. https://doi.org/10.1016/j.eswa.2013.05.009
20. Priss U. Associative and formal concepts // Lecture Notes in Computer Science (including subseries Lecture Notes in Artificial Intelligence and Lecture Notes in Bioinformatics). 2002. V. 2393. P. 354–368. https://doi.org/10.1007/3-540-45483-7_27