Меню
Публикации
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
Главный редактор
НИКИФОРОВ
Владимир Олегович
д.т.н., профессор
Партнеры
doi: 10.17586/2226-1494-2023-23-1-136-141
УДК 159.9.072
Методика организации и проведения исследования по оценке потребительской способности
Читать статью полностью
Язык статьи - русский
Ссылка для цитирования:
Аннотация
Ссылка для цитирования:
Алейников С.А., Гофман О.О., Басов О.О. Методика организации и проведения исследования по оценке потребительской способности // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2023. Т. 23, № 1. С. 136–141. doi: 10.17586/2226-1494-2023-23-1-136-141
Аннотация
Предмет исследования. Предложена методика определения особенностей поведения пользователей (их потребности, покупательской активности и структуры затрат) в зависимости от изменения и катастрофизации ситуации. Метод. Для выполнения полунатурных исследований (опросов в игровой форме) в области поведенческой экономики создан стенд на основе информационной технологии цифровых ассистентов-аватаров. Применение стенда позволяет осуществлять симуляцию реальных жизненных ситуаций. В ходе исследования участникам каждую внутриигровую неделю необходимо проводить закупки на следующую неделю с учетом собственных представлений о ситуации. Ситуация моделируется путем предъявления участникам сообщений в формате новостной ленты мобильного приложения. После предоставления игровой информации (стимульного материала) участники должны ответить на вопросы о субъективном отношении к стабильности текущей игровой ситуации; самочувствии; интересе к каждой конкретной новости; склонности к импульсивным покупкам в стрессовой ситуации; потребительской активности; возможных внутриигровых планах на будущее. Основные результаты. Предложено использование мобильного приложения на основе информационной технологии цифровых ассистентов-аватаров с целью сбора и анализа данных пользователей. Разработана методика организации и проведения исследования по оценке потребительской способности. Методика включает в себя следующие этапы: подготовка и сбор предварительной (доигровой) информации о целевой аудитории; проведение исследования с предоставлением стимульного материала (информационного контента), в котором описывается ситуация в окружающей среде (мир, страна, город и т. д.); предоставление вариантов выбора дальнейших действий пользователя как потребителя. Практическая значимость. Разработанная методика позволяет выявить особенности потребительского поведения и структуру потребления на общей выборке пользователей в условиях событийной динамики. Появляется возможность определения стратегии поведения потребителей и ошибок, которые совершают участники в ходе игры.
Ключевые слова: потребительская способность, цифровые ассистенты-аватары, игровое исследование, катастрофизация, оценка рисков
Благодарности. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 17-71-30029).
Список литературы
Благодарности. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 17-71-30029).
Список литературы
-
Tversky A., Kahneman D. Rational choice and the framing of decisions // Multiple Criteria Decision Making and Risk Analysis Using Microcomputers. 1989. P. 81–126. https://doi.org/10.1007/978-3-642-74919-3_4
-
Sheth J. Impact of Covid-19 on consumer behavior: Will the old habits return or die? // Journal of Business Research. 2020. V. 117. P. 280–283. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.05.059
-
Плотников В.А. Пандемия COVID-19, потребительский рынок и цифровизация // Экономическое возрождение России. 2021. № 3(69). С. 92–104. https://doi.org/10.37930/1990-9780-2021-3-69-92-104
-
Le Busque B., Dorrian J., Litchfield C. The impact of news media portrayals of sharks on public perception of risk and support for shark conservation // Marine Policy. 2021. V. 124. P. 104341. https://doi.org/10.1016/j.marpol.2020.104341
-
Sandman P.M., Miller P.M., Johnson B.B., Weinstein N.D. Agency communication, community outrage, and perception of risk: Three simulation experiments // Risk Analysis. 1993. V. 13. N 6. P. 585–598. https://doi.org/10.1111/j.1539-6924.1993.tb01321.x
-
Durfee J.L. “Social change” and “status quo” framing effects on risk perception: an exploratory experiment // Science Communication. 2006. V. 27. N 4. P. 459–495. https://doi.org/10.1177/1075547005285334
-
Nan X., Kim J., Verrill L., Daily K. Influence of risk severity and intentionality on perceptions of food contamination risks among pregnant women: an experimental investigation // Journal of Health Communication. 2020. V. 25. N 6. P. 514–521. https://doi.org/10.1080/10810730.2020.1818149
-
Otani H., Leonard S.D., Ashford V.L., Bushroe M., Reeder G. Age differences in perception of risk // Perceptual and Motor Skills. 1992. V. 74. N 2. P. 587–594. https://doi.org/10.2466/pms.1992.74.2.587
-
Мельникова Т.Ф., Мельникова А.В., Евченко М.Н., Нияскина А.В. Особенности молодежного сегмента на рынке потребительских товаров // Молодой ученый. 2014. № 17. С. 301–304.