Меню
Публикации
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
Главный редактор
НИКИФОРОВ
Владимир Олегович
д.т.н., профессор
Партнеры
doi: 10.17586/2226-1494-2023-23-2-323-330
УДК 004.021, 004.942
Информационная модель продолжительности покупки товаров первой необходимости
Читать статью полностью
Язык статьи - английский
Ссылка для цитирования:
Аннотация
Ссылка для цитирования:
Хлюпина Ю.М., Кузнецов Д.А., Лаптев А.А. Информационная модель продолжительности покупки товаров первой необходимости // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2023. Т. 23, № 2. С. 323–330 (на англ. яз.). doi: 10.17586/2226-1494-2023-23-2-323-330
Аннотация
Предмет исследования. Задача сокращения времени на покупку товаров первой необходимости особенно актуальна в случаях дефицита свободного времени покупателей. Для этого необходимо спрогнозировать и оценить время, которое требуется для покупки товаров. Традиционные подходы на основе картографических систем не дают оценки и прогноза, а лишь позволяют строить маршрут до нужного места на основе оценки дорожной ситуации. По этой причине актуальной является проблема разработки более современной модели с учетом таких факторов как инфраструктурное расположение и загруженность магазина, а также оценка пользователей. Метод. В работе предложена информационная модель, которая включает в себя такие временные затраты покупателя как поиск товара, маршрут до места реализации товара и покупка товара. Время, затрачиваемое на покупку товара, описано с помощью элементов теории массового обслуживания. Выделены статистические и прямые методы для оценки загруженности и очереди в магазине. Разработанная обобщенная модель содержит параметры, необходимые для оценки требуемого времени с помощью статистических методов, к которым относятся прогнозирование посещаемости на основе рейтингов и отзывов пользователей, анализ инфраструктурного расположения и общедоступных камер видеонаблюдения, общедоступные Application Programming Interface магазинов и интернет-сервисов. Введены поправочные коэффициенты, позволяющие скорректировать оценку параметров модели в зависимости от инфраструктурного расположения магазина и оценок пользователей. Основные результаты. Сформулирована новая информационная модель, позволяющая учитывать зависимость времени, необходимого на покупку товара экстренной необходимости, от загруженности магазина, его инфраструктурного расположения, рейтингов и отзывов пользователей. Имитационная модель разработана в среде AnyLogic. Продемонстрирован пример использования модели для оценки среднего времени, затрачиваемого на покупку товаров экстренной необходимости. Результаты моделирования согласуются с проведенным экспериментом, в котором были совершены покупки товаров экстренной необходимости в различных магазинах Санкт-Петербурга. Практическая значимость. Разработанная модель может быть использована при поиске оптимального маршрута к месту продажи товаров первой необходимости при планировании строительства магазинов, а также в сферах маркетинга и доставки товаров.
Ключевые слова: модель, оптимальный маршрут, оценка времени, картографическая система, покупка товаров
Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда, соглашение № 17-71-30029 при софинансировании Банка «Санкт-Петербург».
Список литературы
Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда, соглашение № 17-71-30029 при софинансировании Банка «Санкт-Петербург».
Список литературы
1. Буевич Д.И. Сравнительная характеристика картографических сервисов // Компьютерные системы и сети: материалы 54-й научной конференции аспирантов, магистрантов и студентов БГУИР. 2018. С. 53–54.
2. Хижняк Ю.Д. Обзор наиболее популярных картографических сервисов, предоставляющих API для разработчиков // NovaInfo. 2017. Т. 1. № 70. С. 38–46.
3. Barbosa-Filho H., Barthelemy M., Ghoshal G., James C.R., Lenormand M., Louail T., Menezes R., Ramasco J.J., Simini F., Tomasini M. Human mobility: Models and applications // Physics Reports. 2018. V. 734. P. 1–74. https://doi.org/10.1016/j.physrep.2018.01.001
4. Feng J., Li X., Mao B., Xu Q., Bai Y. Weighted complex network analysis of the Beijing subway system: Train and passenger flows // Physica A: Statistical Mechanics and its Applications. 2017. V. 474. P. 213–223.
5. Mihić M., Anić I.D., Milaković I.K. Time spent shopping and consumer clothing purchasing behaviour // Ekonomski Pregled. 2018. V. 69. N 2. P. 89–105. https://doi.org/10.32910/ep.69.2.1
6. Cachero-Martínez S., Vázquez R. Developing the marketing experience to increase shopping time: The moderating effect of visit frequency // Administrative Sciences. 2018. V. 8. N 4. P. 77. https://doi.org/10.3390/admsci8040077
7. Остапчук А.О., Капштык А.И. Современные аспекты и факторы, обусловливающие формирование качества торгового обслуживания покупателей // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. С. 160 – 163.
8. Van Malder A. The effect of ambient scent on time spent in retail stores. 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.scriptiebank.be/sites/default/files/thesis/2019-10/Masters%20Thesis%20-%20Anke%20Van%20Malder%20.pdf (дата обращения: 22.10.2022).
9. Матвиенко О.И., Алёшина О.Г. Карта пути клиента (customer journey map) - инструмент изучения поведения потребителя от возникновения потребности до совершения покупки // Modern Economy Success. 2020. № 1. С. 91–98.
10. Перцев П.М. Классификация Кендалла. Специальная связь и безопасность информации // Материалы 3-го Международного научного симпозиума. 2017. С. 112–113.
11. Романенко В.А. Оптимизация распределения технологических ресурсов авиатранспортной системы при наличии расписания и нечётких исходных данных // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2021. Т 20. № 3. С. 160–170 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-raspredeleniya-tehnologicheskih-resursov-aviatransportnoy-sistemy-pri-nalichii-raspisaniya-i-nechyotkih-ishodnyh (дата обращения: 22.10.2022). https://doi.org/10.18287/2541-7533-2021-20-3-160-170
12. Нефедов В.В., Русских М.В., Меремкулов А.К., Кушнаренко И.В. Краткосрочное прогнозирование пассажиропотоков на основе статистических данных // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Технические науки. 2013. № 6(175). С. 95–99 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kratkosrochnoe-prognozirovanie-passazhiropotokov-na-osnove-statisticheskih-dannyh (дата обращения: 22.10.2022).
13. Иванов В.В., Осетров Е.С. Прогнозирование суточных объемов пассажирских перевозок в московском метрополитене // Письма в журнал физика элементарных частиц и атомного ядра. 2018. Т. 15. № 1. С. 88–108.
14. Юданова В.В. Имитационное моделирование систем массового обслуживания // Отходы и ресурсы. 2019. Т. 6. № 4. С. 21 [Электронный ресурс]. URL: https://resources.today/PDF/23INOR419.pdf (дата обращения: 22.10.2023). https://doi.org/10.15862/23INOR419