Меню
Публикации
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
Главный редактор
НИКИФОРОВ
Владимир Олегович
д.т.н., профессор
Партнеры
doi: 10.17586/2226-1494-2024-24-6-1016-1023
УДК 004.89
Маслюхин С.М., Посохов П.А., Скрыльников С.С. и др.
Многозадачное обучение на основе префиксов для устойчивого текстового поиска
Многозадачное обучение на основе префиксов для устойчивого текстового поиска
Читать статью полностью
Язык статьи - английский
Ссылка для цитирования:
Аннотация
Ссылка для цитирования:
Маслюхин С.М., Посохов П.А., Скрыльников С.С., Махныткина О.В., Иванов ская Т.Ю. Многозадачное обучение на основе префиксов для устойчивого текстового поиска // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2024. Т. 24, № 6. С. 1016–1023 (на англ. яз.). doi: 10.17586/2226-1494-2024-24-6-1016-1023
Аннотация
Введение. Экспоненциальный рост цифровой информации требует устойчивых методов текстового поиска, поскольку большинство методов направлено на решение конкретной задачи или домена, что ограничивает их использование. Решением в таком случае могут являться многозадачные модели, требующие использования методов разделения задач. Многие исследования изучают многозадачное обучение для улучшения обобщения и фокусируются на больших моделях. Вместе с тем в реальных задачах речевой аналитики, требующих поиска среди сотен миллионов векторов в реальном времени, более подходящими становятся модели меньшего размера. Метод. В работе представлен новый подход к повышению устойчивости многозадачных моделей текстового поиска на основе префиксов. Применяется контрастное обучение как для многозадачных, так и однозадачных моделей-энкодеров. Выполнено сравнение моделей на устойчивость и проанализирована эффективность различных стратегий использования подсказок, включая жесткие, представленные явными инструкциями на естественном языке (инструктивные префиксы), и мягкие подсказки разной длины, представленные специальными токенами модели (обучаемые префиксы) разной длины. Эксперименты выполнены с применением подсказок как к запросу и кандидату, так и отдельно к запросам, для повторного использования предварительно закодированных кандидатов в многозадачном поиске без значительной потери качества. Основные результаты. Проведено сравнение полученных результатов по метрикам R@1, R@5 и MRR, являющимися наиболее применимыми для оценки поисковых моделей внутри и вне домена обучения. Однозадачные модели показали себя лучше при работе с данными в пределах домена обучения. Многозадачные модели продемонстрировали лучшую применимость на данных вне домена обучения, что подчеркивает их повышенную устойчивость к его смене. Для сохранения этого свойства в данной работе рассмотрено применение префиксов к обоим элементам — запросу и документу, что обеспечивает лучшую устойчивость, чем их обособленное применение к запросу. Обучаемые префиксы оказались более предпочтительными по сравнению с инструктивными, поскольку они лучше адаптируют модель к различным доменам. Обсуждение. Результаты исследования могут быть полезны для улучшения моделей текстового поиска, особенно в сценариях, связанных с многозадачными системами, где требуется высокая адаптивность и производительность на новых данных. Обучаемые префиксы могут быть эффективным инструментом повышения устойчивости моделей в различных приложениях, таких как информационный поиск и системы вопросов-ответов.
Ключевые слова: контрастное обучение, текстовый поиск, многозадачное обучение, персона, методология сбора данных,
диалоговые данные, разговорные агенты, персонализация, генерация вопросов и ответов
Благодарности. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (22-11-00128, https://www.rscf.ru/ project/22-11-00128/).
Благодарности. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (22-11-00128, https://www.rscf.ru/ project/22-11-00128/).