doi: 10.17586/2226-1494-2025-25-6-1089-1097


УДК 004.942

Разработка квазиоптимального алгоритма переключения мобильного робота

Захаров Д.Н., Панин А.Д., Яременко А.М., Алиев Д.Р., Дербин М.И., Борисов О.И.


Читать статью полностью 
Язык статьи - русский

Ссылка для цитирования:
Захаров Д.Н., Панин А.Д., Яременко А.М., Алиев Д.Р., Дербин М.И., Борисов О.И. Разработка квазиоптимального алгоритма переключения мобильного робота // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2025. Т. 25, № 6. С. 1089–1097. doi: 10.17586/2226-1494-2025-25-6-1089-1097


Аннотация
Введение. Всенаправленные мобильные платформы, известные своей маневренностью в ограниченных пространствах, часто сталкиваются не только с проблемами энергоэффективности из-за конструкции роликонесущих колес, но и с ограничениями при движении в реальных условиях эксплуатации, такими как перепады высот и неровности рельефа. Для преодоления ограничений мобильных платформ необходимо обеспечить возможность переключения между всенаправленным и классическим режимами движения с помощью адаптивного переключения режимов движения. Такой подход позволяет сочетать маневренность при навигации в тесных условиях с повышенной проходимостью и энергоэффективностью на неровных поверхностях и уклонах. Метод. В работе предложен алгоритм адаптивного переключения режимов движения, обеспечивающий переход от всенаправленной к классической кинематической схеме и обратно с помощью разработанного компактного механизма переключения. Для этого использованы усовершенствованные кинематические, динамические и энергетические модели в сочетании с лабораторными экспериментами с реконфигурируемой платформой. Предложенные усовершенствования позволяют осуществить простой и быстрый переход из одной кинематической схемы в другую с помощью разработанного компактного механизма переключения. Основные результаты. Экспериментальные исследования выполнены в лабораторных условиях на ровной бетонной поверхности, где робот выполнял движение по замкнутой траектории. В ходе эксперимента фиксировались энергопотребление и ошибки отслеживания траектории для голономного, неголономного и реконфигурируемого режимов движения. Сравнительный анализ показал, что применение предложенного алгоритма переключения позволяет снизить энергозатраты в среднем на 8 % при сохранении маневренности. Для более крупных роботов с массой, значительно превышающей массу механизма реконфигурации, экономия энергии в реальных сценариях может быть больше за счет оптимизации системой использования энергии и выбора наиболее эффективной конфигурации для различных сегментов траектории. Система сохраняет высокую маневренность и обеспечивает эффективную навигацию в сложных условиях. Обсуждение. Представленный алгоритм позволяет платформе достичь важнейшего баланса между мобильностью, эффективностью и точностью управления. Появляется возможность практического внедрения реконфигурируемых роботов в реальных сервисных приложениях. Полученные результаты имеют практическое значение для проектирования адаптивных механических и управляющих систем с повышенной эксплуатационной гибкостью мобильных платформ в условиях ограниченных ресурсов.

Ключевые слова: мобильный робот, роликонесущее колесо, всенаправленный робот, гибридная голономность, квазиоптимальный алгоритм

Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 25-29-00713).

Creative Commons License

This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License
Информация 2001-2025 ©
Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики.

Яндекс.Метрика