Summaries of the Issue

ФИЛОСОФИЯ

5
Нет сомнений в том, что Освальд Шпенглер разработал свою технофилософскую концепцию, которую можно охарактеризовать как биокультурологическую, с позиции философии жизни в том ее варианте, который был сформулирован Фридрихом Ницше. Поэтому истоки техники он ищет и находит не в человеке и не в социуме, а в жизни или, точнее сказать, в "свободно передвигающейся жизни", т.е. в жизни животных, а не растений.
Пределы психологизма Лобастова В. А.
13
В трактате "Психология с эмпирической точки зрения" Ф. Брентано положительно отвечает на вопрос о возможности познания реального, правда, с одной весьма важной и существенной оговоркой, которая состоит в том, что можно познать, и притом даже с очевидностью, реальную вещь, только понимаемую не как трансцендентно пребывающую за пределами сознания, а данную и переживаемую как феномен среди других разнообразных феноменов, составляющих психический опыт познающего субъекта.
17
В современной конфликтологии считается чуть ли не общим местом, что конфликт есть неотъемлемый признак развития социума, и проблема заключается в том, чтобы научиться прогнозировать и управлять им. За этой констатацией скрывается трезвый реализм, характеризующий всю совокупную историю человечества как историю конфликтов. Действительно, в истории было больше времени войн, чем мира, а современность демонстрирует все новые и новые формы и виды конфликтов. Как бы приходится признать (volens nolens), что человеку жить без конфликтов невозможно, и что бы он не предпринимал, все это, так или иначе, приведет к возникновению конфликта.
28
Начиная с конца 70-х годов прошлого столетия в том разделе компьютерных наук (computer science), который получил название "искусственный интеллект" (далее – ИИ), происходило формирование нового направления исследований, получившее название "инженерия знаний". Основная идея, определяющая исследования в данной области, заключается в том, что прогресс в области ИИ будет достигнут на пути построения систем, "работающих со знаниями".
39
Философия науки, как она сегодня подается в системе высшего технического образования, призвана рассмотреть проблемы становления, формирования и развития научного знания, а также вопросы методологии познания в контексте культуры. Рассмотрение науки в контексте культуры – необходимое условие для постижения внутренней логики мышления ученого, с одной стороны, и структуры стилеобразующего сознания исторической эпохи – с другой.
45
Одна из важнейших задач современной логики находится за пределами узко спекулятивной сферы. Психология, социология, экономика требует создания живой, реальной логики, приложимой в области наук о духе. Объектом внимания логики должно стать не только мышление, но и действие. Именно эту задачу решает логика практических модальностей, осуществляющая приложение формальных методов к проблемам "около-логическим".
50
Хотя логика и является одной из самых древних наук, ни в античности, ни в средние века перед логикой еще не ставились во весь рост методологические задачи. Аристотель рассматривал в качестве первоочередного для логики вопрос о том, "на чем должна покоиться принудительная сила речей, какими средствами должна обладать речь, чтобы убеждать людей, заставлять их с чем-нибудь соглашаться или признавать что-либо неистинным".
Ницше и Достоевский Садовников В. Н.
55
Рассуждая о Ницше в России, безусловно, нельзя оставить в стороне вопрос о взаимосвязи Достоевского и Ницше. Уже достаточно давно в русской философской и публицистической литературе стало само собой разумеющимся и общепринятым мнение о том, что Ф.М. Достоевский во многом предвосхитил идеи Ницше и показал их разрушительное действие на человека, особенно в отношении учения о сверхчеловеке.

ПОЛИТОЛОГИЯ, ПРАВОВЕДЕНИЕ, СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

77
Обеспечение состояния безопасности государства на сегодняшний день является актуальной задачей для динамичного развития страны в мирных условиях. В условиях развития постиндустриального общества информационные технологии и сама информация приобретают все более важное социальное значение.
84
Экономическая деятельность, связанная с распространением информации на иностранной территории, призвана способствовать развитию конкуренции между различными информационными каналами и формированию тем самым информационной среды высокой степени качества. Стимулирование конкуренции на рекламном рынке, развитие культурных связей между государствами, объективность информационной среды – вот далеко не полный перечень преимуществ свободного международного информационного обмена. Однако трансграничный обмен информацией по характеру его правового регулирования представляется политическим, а не экономическим явлением.
86
Молодежь – социальная группа, которая постоянно находится в центре внимания социологов. Это внимание обусловлено рядом причин, среди которых можно отметить следующие.
90
Устойчивая сущность в понимании Э. Гуссерля есть не один из объектов реального мира, а некоторая устойчивая сущность в потоке многообразных восприятий. Не восприятия определяют сущность, а сознание конституирует эту сущность под воздействием восприятий. Гуссерль разрабатывает вопрос о недостаточности объясняющей функции понятия восприятия для обоснования процессов образования сущностей в сознании. Восприятия для Гуссерля "работают в индуктивной сфере внешнего"
95
В результате редуцирования феноменологического дискурса Э. Гуссерля можно получить классический дискурс. Классический дискурс проявляется, в частности, в рассмотрении понятия интенциональности. Гуссерль включает в понимание интенциональности не только субъекта сознания, но и понятие субъекта деятельности.
97
Проблема политического лидерства в современной России является не только актуальной научной проблемой, но и стоит весьма остро как наиболее значимая проблема всего электорального процесса. Вместе с тем исследования лидерства отстают от потребностей общественного развития. Несмотря на то, что социологи достаточно активно изучают рейтинги политических лидеров, политических партий и предвыборных блоков, комплексно проблема лидерства в современной России не изучена.
101
Коль скоро выборный процесс в современной России проходит практически перманентно, проблема электорального поведения наших сограждан становится чрезвычайно актуальной.
103
Анализ переведенной в 2002 г. работы современных французских философов Ф. Лаку-Лабарта (р. 1940) и Ж.-Л. Нанси (р. 1940) “Нацистский миф” представляется крайне любопытным, поскольку проясняет взгляд современной западной философии на такой феномен, как “национализм” и возникновение партий и группировок националистического толка.
106
В свое время первому из экономистов-классиков, Дэвиду Юму, пришла в голову "странная" идея, которую он подарил своему другу Адаму Смиту. Дэвид Юм предположил, что благосостояние состоит вовсе не в золоте, а в товарах и услугах. Желая переубедить Юма, А. Смит написал книгу под названием "Исследование о природе и причинах богатства народов". А. Смиту пришлось подтвердить, и он блестяще это сделал, что источником богатства являются сделки обмена в процессе производства товаров и услуг. Физической основой богатства как такового является специализация и разделение труда производителей, а в результате сделка обмена, как показал А.Смит, приносит "богатство" и продавцу, и покупателю.
110
Существует очевидное противоречие между всемирно-исторической тенденцией либерализации (освобождения) членов социума от рудиментов феодальных "крепостей", повинностей и т.п. и ужесточением государственного контроля за членами социума.
112
Коренные изменения, происходившие в российском обществе в 1917–1918 гг., не могли не затронуть систему органов государственной власти и управления. Одним из новых государственных учреждений, возникших в революционную эпоху, было Центральное статистическое управление (ЦСУ).

ИСТОРИЯ

124
Взгляды И. Канта на государство представляют интерес и сегодня, в начале XXI века. Для его учения характерно определение государства через право: "Государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам."1. Тем самым он впервые в истории общественно-политической мысли разработал целостное учение о правовом государстве, хотя сам не употреблял этого термина.
126
История эмиграции началась уже в самые первые дни революции. На третий день после взятия Бастилии – 17 июля 1789 года – король Людовик XVI отправился из Версаля в Париж, посетил ратушу и принял из рук парижского мэра Байи трехцветную кокарду, что могло символизировать признание первых революционных перемен. В тот же день Версаль покинул младший брат короля – граф д’Артуа. Первоначально принцы крови отправились в Австрийские Нидерланды. "Они уезжали, – как полагает К. Миллер, – по желанию короля, но без возражений. В Париже якобы ходил по рукам список 242 голов, которые нужно отрубить, чтобы осуществить необходимые реформы. На первом месте стояли имена королевы и графа д’Артуа.
128
Для исследования истории французской колонии в Санкт-Петербурге и его пригородах, в их числе и Петергофе, большую ценность представляют документы консульства Франции в Санкт-Петербурге, переданные в 1969 г. французской стороне советским правительством и находящиеся в настоящий момент в Дипломатическом архиве МИД в Нанте. Архив в Нанте открыт для исследователей относительно недавно, в 1987 г. Материалы архива французского посольства в России полностью еще не разобраны и не систематизированы.
130
Понятие "раскольники" трактовалось в XIX в. весьма широко: к этой категории относились не только старообрядцы, но и представители других неортодоксальных направлений в христианстве, различных сект. Поскольку эти подданные Российской империи не контролировались духовным ведомством православного исповедания, они вызывали особое беспокойство у правительства. Еще с начала XVIII в. представители этих религиозных направлений были ограничены в правах, и так достаточно скудных.
133
Ислам оказывал значительное влияние на общую картину народного образования в России к середине XIX века. Народы, исповедовавшие эту религию, представляли собой крайне замкнутый культурный тип. У мусульман России, как и в других странах, существовала трехступенчатая система образовательных учреждений. Низшая ступень этой системы – мектебе – присутствовала обычно при мечетях. Мектебе практически не поддавались учету Министерства просвещения. К началу 60-х годов XIX в., согласно ведомости, находящейся в деле департамента народного просвещения, по ведомству Таврического магометанского духовного правления в семи губерниях числилось 942 мечети и ни одной школы; по Оренбургскому духовному правлению (17 губерний и область Войска Донского) – 4525 мечетей и 1075 школ.
135
Анализируя сущность закрытых обществ, исследователи в своих обобщающих работах приводят в качестве примеров разные общества-государства, но не уделяют достаточного внимания Древней Спарте, хотя исторические сведения о ней с очевидностью указывают на явный закрытый характер этого государства.
138
В последние годы при изучении таких предметов, как история и социология, сказывается резкий рост объема информации и ее разнообразия, что создает известные трудности для систематизации и оптимального усвоения материала. Сказывается и лимит учебных часов по данным предметам. Поэтому вполне объяснимо, что студенты порой не успевают выработать у себя достаточное представление об основных этапах истории человечества и закономерностях развития различных сфер жизни общества, слабо учитывают взаимосвязь демографического фактора и экономики, научно-технических изобретений и их внедрений и характера культуры, сопряженность между средствами хранения и передачи информации и мировоззрением в исторической ретроспективе.
139
В отечественной историографии вопрос о революционном терроре в рассматриваемый нами период фактически не затрагивался, так как считалось, что раскол в рядах эсеров и анархистов по поводу тактики борьбы с самодержавием в условиях ужесточающейся правительственной реакции к 1911 г. привел к ликвидации их террористических организаций. Укрепляло это мнение и оценка В.И. Лениным практики революционного террора, сделанного им на Поронинском совещании в октябре 1913 года: "…история которого в России совершенно оправдала с.-д. критику и закончилась крахом".
141
Русская эмиграция на протяжении десятилетий постоянно находилась под пристальным вниманием Охранного отделения Департамента полиции МВД Российской империи. В условиях начавшейся в августе 1914 г. войны сведения о положении дел в русской эмиграции приобрели особое значение, поскольку было ясно, что от того, какую позицию по отношению к войне займут лидеры русских оппозиционных партий и их соотечественники за границей, а это 1,5–2 миллиона человек, во многом будет зависеть политическая ситуация в стране. Не случайно, что Департамент полиции в сентябре 1914 г. выделил в отдельное производство дела "О деятельности революционных партий в связи с войной"
143
 В 90-е годы XIX в. наблюдается активизация российской внешней политики на Дальнем Востоке, где обострилась борьба великих держав за раздел Китая. Интересы России на Дальнем Востоке сталкивались, в первую очередь, с интересами Японии, агрессивная внешняя политика которой оказывала все большее влияние на ситуацию в Восточной Азии. Стремясь укрепить стратегические позиции России на Дальнем Востоке, правительство в 1891 г. приступило к строительству Транссибирской железнодорожной магистрали протяженностью свыше 7 тыс. км.
145
Процесс создания и укрепления Российского централизованного государства растянулся более чем на четверть столетия. Завершающий этап объединения русских земель пришелся на период правления Ивана III (1462–1505 гг.) и Василия III (1505–1533 гг.). Процесс формирования единой территории тесно переплетался как с концентрацией власти в руках московских князей, так и с созданием общерусской системы государственного управления. Авторитет великокняжеской власти укреплялся и благодаря появлению новой государственной символики, имевшей огромное значение для людей средневековья, воспринимавших действительность скорее эмоционально, чем рационально.
147
После отмены опричнины ситуация в стране продолжала оставаться тяжелой. Население было разорено эпидемиями, войнами и бесчинствами царских приближенных. Положение усугублялось тем, что разорение основной массы населения – крестьян вело к тому, что служилые люди не могли выполнять свои обязанности перед государством. Кроме того, постоянные опалы и казни, вся обстановка неуверенности в завтрашнем дне привели к тому, что в 60-е гг. XVI в. огромное количество земель поступило во владение церковных учреждений, в первую очередь монастырей.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

151
Собственно культурологические исследования берут свое начало в эпоху Просвещения. Итальянец Джамбаттиста Вико (1668–1744) в "Основаниях новой науки об общей природе наций" (1725) исходил из того, что познать мы можем только то, что создано нами самими, и, считая историческую науку знанием о собственных деяниях, подходил к целостному истолкованию искусства, религии, права, форм социально-хозяйственной жизни в их смысловом единстве и взаимодействии. Он выдвинул теорию исторического круговорота развития всех наций, который осуществляется по циклу, состоящему из аналогичных жизни отдельного человека стадий – детство, юность, зрелость; их можно соотнести с тремя эпохами: "век богов" (теогонические мифы, власть жрецов), "век героев" (героический эпос, аристократия) и "век людей" (историография, демократия, представительная монархия), смена которых осуществляется в результате общественного переворота, инспирированного кризисом и подготовленного распадом конфигурации предшествующего взаимодействия.
158
В век информации, говоря об информационных технологиях, информационных войнах, информационной политике, вполне уместно говорить и о новой информационной культуре. Каковы ее отличительные признаки?
Дидактическое построение культурологического знания в контексте информационных технологий Фомина Н. Н., Джалиашвили З. О., Борисов О. С., Свечникова Н. О., Tolstikova Irina I., Филичева Н. В., Деньгинова И. Г.
160
Потребность в замене классических форм и методов обучения адекватными современному уровню развития информационных технологий и продиктованными ими новыми принципами образования созрела уже давно. Формализация учебного материала, предлагаемого государственным образовательным стандартом, исходит из дефиниции ключевых понятий, отражающих культурно-исторический процесс, его универсалии, динамику, типологию, формы. Это сложное, многоуровневое знание человечества в многообразных формах своего проявления требует достаточно адекватных форм изложения и находит их в обучении с использовании компьютера. Современные технологии, отвечая этим запросам, позволяют ощутить целостность культурного достояния, как это не парадоксально звучит, не только ноуменально, но и феноменально.
174
"Наукой, занимающейся болезнью культуры", стала культурология кризиса, которая не является научной школой, но составила единое устойчивое направление в гуманитарной мысли Европы среди представителей различных философских и мировоззренческих ориентаций, которое определяется своим предметом (неблагополучие, болезнь культуры) и специфическим мироощущением: его составляют мыслители, через которых проходит боль эпохи, в ком "вздыхает и болеет душа мира".
185
В 1897 г. в "Вопросах философии и психологии", а затем отдельной книгой, изданной в Киеве в 1901 г., вышел очерк профессора университета Св. Владимира в Киеве А.Н. Гилярова "Предсмертные мысли в XIX веке во Франции. Очерк миропонимания Франции по ее крупнейшим литературным произведениям" [1]. Ныне и автор, и книга незаслуженно забыты. Отец А.Н. Гилярова (1855–1938) – Гиляров- Платонов Никита Петрович (1824–1887) – философ, публицист, издатель, во многом близкий славянофилам.
194
В наше время интерес к стилю модерну велик. Одним из наиболее полных и глубоких исследований стиля модерн следует считать работу Д.В. Сарабьянова "Стиль модерн" (1989, новое издание вышло в 2001). Эта работа чрезвычайно полно информирует читателя об источниках, истории и предыстории модерна, о различных школах, реализовавших тенденции модерна, о традициях, на которые модерн опирался. Д.В. Сарабьянов интересно и глубоко разобрал структуру стиля, раскрыл его сущность.
209
Состояние социально-экономической ситуации современной России убедительно показывает, что технократический подход к управлению на всех уровнях явно неэффективен и зачастую приводит к результатам, очень далеким от ожидаемых. В различных отраслях экономики и сферах жизнедеятельности общества, включая образование, медицину, культуру, происходит постепенный переход к инновационному управлению, требующему постоянной адаптации к быстро меняющейся среде, приобретения мобильности, гибкости, конкурентоспособности, живучести в условиях рынка. В этой стратегии главным фактором успеха являются люди, их организационная культура.

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

211
Огромную роль для развития литературного процесса в США сыграло творчество писателей, работавших в жанре новеллы, в частности Э. По, чье творчество, как и сама личность писателя, являлись и являются объектом споров и дискуссий.
213
Переводоведение как наука оформилось только в 60-е годы XX века, хотя переводческая практика насчитывает тысячелетия. Проблема передачи стилистических особенностей оригинала всегда стояла перед переводчиками художественной литературы. А теория перевода как лингвистическая дисциплина изучает закономерности подбора соотносительных способов выражения содержания подлинника (из состава средств языка перевода).
Copyright 2001-2024 ©
Scientific and Technical Journal
of Information Technologies, Mechanics and Optics.
All rights reserved.

Яндекс.Метрика