УДК371.69

ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНЫХ МАШИН

Гусарова Н.Ф., Иванов Р.В., Береснев А.Д., Федотов Д.Н.


Читать статью полностью 

Аннотация

Предмет исследования. Создана и исследована информационная инфраструктура среды обучения с применением технологии виртуальных машин для малых педагогических систем (отдельные классы, авторские курсы).

Методика исследования. В методологии ARIS построена модель жизненного цикла информационной инфраструктуры для малых педагогических систем с использованием виртуальных машин. Предложена методика формирования информационной инфраструктуры с виртуальными машинами на базе процессного подхода. В качестве базовой модели использована модель событийной цепочки в сочетании с диаграммой окружения. Для каждой функции событийной цепочки определен необходимый набор средств информационной и программной поддержки. Применение методики проиллюстрировано на примере проектирования информационной инфраструктуры образовательной среды, учитывающей специфику малых педагогических систем. К преимуществам спроектированной информационной инфраструктуры относятся: максимальное использование открытых или бесплатных компонентов; использование стандартных протоколов (в основном HTTP и HTTPS); максимальная переносимость (серверы приложений могут быть развернуты на любой из распространенных операционных систем); единый интерфейс к управлению различными платформами виртуализации; возможность инвентаризации содержимого виртуальной машины без ее запуска; гибкое управление инвентаризацией виртуальной машины с помощью настраиваемых цепочек правил.

Апробация. Апробация результатов работы проводилась на базе учебного центра «Институт информатики и вычислительной техники» (Таллин, Эстония). Применение методики в рамках курса «Пользование компьютером и программным обеспечением» позволило более чем в 2 раза сократить число отказов компонентов информационной инфраструктуры, требующих вмешательства технического специалиста, а также время на устранение такого рода неисправностей. Кроме того, учащиеся, получившие более широкий опыт работы с компьютером и программным обеспечением за счет применения информационной инфраструктуры с виртуальными машинами, показали более хорошие результаты в рамках зачетных испытаний.

Практическое применение. Результаты работы могут быть рекомендованы для внедрения в практику работы образовательных учреждений среднего и высшего образования, а также при разработке авторских и специализированных курсов, ориентированных на коллективную работу учащихся. 


Ключевые слова:  виртуальные машины, платформа виртуализации, процессный подход, малые педагогические системы, информационная инфраструктура, цепочки правил, событийная цепочка

Список литературы
1. Popek G.J., Goldberg R.P. Formal requirements for virtualizable third generation architectures
// Communications of the ACM. 1974. V. 17. N 7. Р. 412–421.
2. Smith J.E., Nair R. Virtual Machines: Versatile Platforms for Systems and Processes. Morgan Kaufmann,
2005. 656 p.
3. Гультяев А.К. Виртуальные машины: несколько компьютеров в одном. СПб: Питер, 2006. 224 с.
4. Блинков Ю.В. Моделирование компьютерных систем на виртуальных машинах. Пенза: ПГУАС,
2011. 268 с.
5. vMoodle Virtualization-Based Online Learning System [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://visa.cis.fiu.edu/tiki/vMoodle, свободный. Яз. англ. (дата обращения 15.07.2014).
6. Cursory Thoughts on Virtual Machines in Distance Education Courses [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://blog.ouseful.info/2013/12/02/packaging-software-for-distance-learners-vms-101, свобод-
ный. Яз. англ. (дата обращения 15.07.2014).
7. Virtual Machines - Kansas Research and Education Network [Электронный ресурc]. Режим доступа:
http://www.kanren.net/index.php/services/net-services/kanrenvm.html, свободный. Яз. англ. (дата обра-
щения 15.07.2014).
8. Скшидлевский А.А., Лямин А.В. Разработка стенда для экспериментальных исследований типовых
схем развертывания системы AcademicNT // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. 2011.
№ 3 (73). С. 126–129.
9. Усманов Ш.Н. Виртуальные машины в преподавании информатики // Информатика и образование.
2007. № 6. С. 120–121.
10. Чурилов И.А. Применение виртуальных машин в процессе обучения ИТ-специальностям // Препо-
давание информационных технологий в Российской Федерации: материалы XI открытой Всерос-
сийской конференции. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2013. С. 75–77.
11. Лисовецкий К. Виртуальная Windows в системе Linux [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://gimnaz.com/blog/win_to_linux.90.aspx, свободный. Яз. рус. (дата обращения 16.02.2014).
12. Гаврилов С.И. Модели, методы и программные средства оценки качества информационно-
образовательных ресурсов: автореф. дис. ... канд. техн. наук. М.: МИФИ, 2011. 22 с.
13. Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения [Электронный ре-
сурс]. Режим доступа: http://kkidppo.ru/razvitie-eor-novogo-pokoleniya, свободный. Яз. рус. (дата об-
ращения 30.08.2014).
14. Ившина Г.В. Разработка электронных образовательных ресурсов: мониторинг качества и внедрение.
Казань, КГУ, 2008. 53 с.
15. Структура системы оценки качества программных комплексов для дистанционного обучения [Элек-
тронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/struktura-sistemy-ocenki-kachestvaprogrammnyh-
kompleksov-dlya-distancionnogo-obucheniya, свободный. Яз. рус. (дата обращения
15.03.2014).
16. Журавлёва Е.В. Проблема качества педагогических программных средств в контексте инноватизации
преподавания математики // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2011. № 1. C. 85–90.
17. Бабешко В.Н., Нежурина М.И. Комплексные решения ЦДО МИЭМ в области качества электронно-
го обучения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tm.ifmo.ru/tm2005/src/264b.pdf, свободный.
Яз. рус. (дата обращения 15.03.2014).
18. Wu H.-Y., Lin Y.-K., Chang C.-H. Performance evaluation of extension education centers in universities
based on the balanced scorecard // Evaluation and Program Planning. 2011. V. 34. N 1. P. 37–50.
19. Tzeng G.H., Chiang C.H., Li C.W. Evaluating intertwined effects in e-learning programs: a novel hybrid
MCDM model based on factor analysis and DEMATEL // Expert Systems with Applications. 2007. V. 32.
N 4. P. 1028–1044.
20. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург,
2000. 937 с.
21. Сравнение виртуальных машин [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сравнение виртуальных машин, свободный. Яз. рус. (дата обращения
15.03.2014).
22. Шеер А.В. ARIS – моделирование бизнес-процессов. Вильямс, 2009. 175 с.
23. Артемова Г.О., Гусарова Н.Ф., Иванов Р.В. Оценка рисков применения виртуальных машин в ин-
фраструктуре образовательного учреждения // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 11.
(принято к печати).
24. Артемова Г.О., Гусарова Н.Ф., Иванов Р.В. Управление информационной инфраструктурой образо-
вательной среды с использованием технологии виртуальных машин // Дистанционное и виртуальное
обучение. 2014. № 10. (принято к печати).
25. Гусарова Н.Ф., Добренко Н.В., Иванов Р.В., Решетников В.В. Среда управления виртуальными ма-
шинами. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ 2013661663. Заявл.
29.10.2013.
26. Гусарова Н.Ф., Добренко Н.В., Иванов Р.В., Прокофьев Е.С. Утилита извлечения структурирован-
ной информации о программном обеспечении. Свидетельство о государственной регистрации про-
граммы для ЭВМ 2013661662. Заявл. 29.10.2013.
27. Гусарова Н.Ф., Добренко Н.В., Иванов Р.В., Строганов П.С. Программа сопровождения поиска вир-
туальных машин в репозитории. Свидетельство о государственной регистрации программы для
ЭВМ 2013661664. Заявл. 29.10.2013.


Creative Commons License

This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License
Информация 2001-2019 ©
Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики.
Все права защищены.

Яндекс.Метрика