Меню
Публикации
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
Главный редактор
НИКИФОРОВ
Владимир Олегович
д.т.н., профессор
Партнеры
doi: 10.17586/2226-1494-2015-15-4-756-763
АНАЛИЗ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ
Читать статью полностью
Язык статьи - русский
Ссылка для цитирования: Кон Е.Л., Фрейман В.И., Южаков А.А. Анализ и количественная оценка результатов реализации образовательных программ с использованием диагностических тестов // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2015. Т. 15. № 4. С. 756–763.
Аннотация
Ссылка для цитирования: Кон Е.Л., Фрейман В.И., Южаков А.А. Анализ и количественная оценка результатов реализации образовательных программ с использованием диагностических тестов // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2015. Т. 15. № 4. С. 756–763.
Аннотация
Предмет исследования. Сформулирована и обоснована актуальность проблемы формирования, контроля и оценивания результатов обучения по компетентностно-ориентированным образовательным программам. Определены объекты контроля – элементы и компоненты компетенций, формируемые в модулях, дисциплинах и разделах образовательной программы. Поставлены частные задачи определения уровня освоения компетенций и их составляющих,
сформулирована цель работы. Методы исследования. Предложено привлечение к решению задач контроля, дешифрации и оценивания результатов обучения некоторых адаптированных положений аппарата и методов технических наук. Предложен подход к количественной оценке результатов тестирования, основывающийся на использовании аддитивного интегро-дифференциального критерия оценивания. Основные результаты. Сформулированы и доказаны утверждения, определяющие условия уверенного и неуверенного принятия (неопределенности) решения об уров- не освоения контролируемых тестом элементов дисциплинарных компетенций по результатам реализации теста. Оценены вероятностные характеристики обоих вариантов принятия решения. Предложены варианты применения математического аппарата детерминированной или нечеткой логики для уменьшения неопределенности при приня- тии решения; выбрано дальнейшее направление исследований по разработке методики и алгоритмов дешифрации результатов реализации совокупности диагностических тестов. Практическая значимость. Показано, что предлагаемый подход к количественной оценке результатов реализации тестов позволит автоматизировать элементы процедуры формирования и анализа результатов обучения, заданных в компетентностном формате.
Ключевые слова: элемент дисциплинарной компетенции, интегро-дифференциальный критерий, оценка, диагностический тест,
результат обучения, уровень освоения, принятие решения.
Список литературы
Список литературы
1. Engineering Education Quality Assurance: A Global Perspective / Eds. A. Patil, P. Gray. London: Springer Verlag, 2009. 316 p. doi: 10.1007/978-1-4419-0555-0
2. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и Болонские измерения / Под ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 352 с.
3. Васильев В.Н., Лисицына Л.С. Планирование и оценивание ожидаемых результатов освоения компетенций ФГОС ВПО // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2013. № 2 (84). С. 142–148.
4. Васильев В.Н., Лисицына Л.С., Шехонин А.А. Концептуальная модель для извлечения результатов обучения из избыточного содержания образования // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. 2010. № 4 (68). С. 104–108.
5. Кон Е.Л., Фрейман В.И., Южаков А.А. Разработка и исследование подходов к управлению, контролю и оцениванию качества реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2015. № 3. С. 356–372.
6. Krathwohl D., Bloom B., Masia B. Taxonomy of Educational Objectives: the Classification of Educational Goals. NY: Longman, 1984. 196 p.
7. A Taxonomy for Learning, Teaching and Assessing: a Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives / Eds. L.W. Anderson, D.R. Krathwohl. NY: Longman, 2000. 336 p.
8. Heywood J. Assessment in Higher Education: Student Learning, Peaching, Programmes and Institutions. London: Jessica Kingsley Publishers, 2000. 452 p.
9. Yorke M. Formative assessment in higher education: moves towards theory and the enhancement of pedagogic practice // Higher Education. 2003. V. 45. N 4. P. 477–501. doi: 10.1023/A:1023967026413
10. Gulikers J., Biemans H., Mulder M. Developer, teacher, student and employer evaluations of competencebased assessment quality // Studies in Educational Evaluation. 2009. V. 35. N 2–3. P. 110–119. doi: 10.1016/j.stueduc.2009.05.002
11. Reimann P., Kickmeier-Rust M., Albert D. Problem solving learning environments and assessment: a knowledge space theory approach // Computers and Education. 2013. V. 64. P. 183–193. doi:
10.1016/j.compedu.2012.11.024
12. Wakimoto D., Lewis R. Graduate student perceptions of eportfolios: uses for reflection, development, and assessment // Internet and Higher Education. 2014. V. 21. P. 53–58. doi: 10.1016/j.iheduc.2014.01.002
13. Rodrigues F., Oliveira P. A system for formative assessment and monitoring of students' progress // Computers and Education. 2014. V. 76. P. 30–41. doi: 10.1016/j.compedu.2014.03.001
14. Фрейман В.И. Применение методов и процедур технической диагностики для контроля и оценки ре- зультатов обучения, заданных в компетентностном формате // Известия СПбГЭТУ ЛЭТИ. 2014. № 6. С. 79–85.
15. Кон Е.Л., Фрейман В.И., Южаков А.А. Анализ возможности применения аппарата и методов техниче- ской диагностики для контроля и оценки результатов освоения компетентностно-ориентированных образовательных программ // Известия СПбГЭТУ ЛЭТИ. 2014. № 7. С. 66–71.
16. Кон Е.Л., Фрейман В.И., Южаков А.А. Применение аппарата нечеткой логики для контроля результа- тов обучения, заданных в компетентностном формате // Нейрокомпьютеры: разработка, применение.
2014. № 12. С. 20–25.
17. Фрейман В.И. Разработка метода дешифрации результатов диагностирования уровня освоения элементов компетенций с использованием нечеткой логики // Нейрокомпьютеры: разработка, примене- ние. 2014. № 12. С. 26–30.
18. Фрейман В.И. Реализация одного алгоритма условного поиска элементов компетенций с недостаточным уровнем освоения // Информационно-управляющие системы. 2014. № 2 (69). С. 93 102.
19. Adomian G. On integral, differential, and integro-differential equations, perturbation and averaging methods // Kybernetes. 1995. V. 24. N 7. P. 52–60.
20. Кон Е.Л., Фрейман В.И., Южаков А.А. Количественная оценка результатов обучения, представленных в компетентностном формате // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2015. Т. 19. № 1 (67). С. 206–212.