Меню
Публикации
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
Главный редактор

НИКИФОРОВ
Владимир Олегович
д.т.н., профессор
Партнеры
doi: 10.17586/2226-1494-2023-23-4-786-794
УДК 004.9
Оптимизация систем отслеживания человека в виртуальной реальности на основе нейросетевого подхода
Читать статью полностью

Язык статьи - русский
Ссылка для цитирования:
Аннотация
Ссылка для цитирования:
Обухов А.Д., Теселкин Д.В. Оптимизация систем отслеживания человека в виртуальной реальности на основе нейросетевого подхода // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2023. Т. 23, № 4. С. 786–794. doi: 10.17586/2226-1494-2023-23-4-786-794
Аннотация
Введение. Рассмотрена проблема определения оптимального количества и расположения точек отслеживания на теле человека для обеспечения необходимой точности реконструкции кинематических параметров движений человека в виртуальном пространстве. Выполнена оптимизация системы отслеживания человека в виртуальной реальности для снижения объема передаваемой информации, вычислительной нагрузки и стоимости систем захвата движений за счет снижения количества физических датчиков. Метод. Поставлена задача оптимизации количества и расположения точек отслеживания на теле человека, необходимых для реконструкции виртуальной модели тела из ограниченного набора входных точек, с использованием численной аппроксимации функции регрессии. Разработан алгоритм сбора большого количества данных с модели тела человека в виртуальной сцене и с костюма захвата движений в реальном мире. Основные результаты. Получено наименьшее количество точек отслеживания тела человека и их расположение с использованием предложенного алгоритма. Обучены и протестированы различные топологии нейронных сетей, позволяющие аппроксимировать регрессионную зависимость между ограниченным по размеру вектором точек отслеживания (от 3 до 13) и вектором 18 виртуальных точек, используемых для полной реконструкции модели тела человека. Необходимая точность реконструкции кинематических параметров движений человека обеспечено при 5 и 7 входных точках. Обсуждение. Предложенный подход позволил использовать 5 или 7 физических датчиков для построения модели тела человека и восстановления кинетических параметров его движений в виртуальной реальности. Подход может быть применен при решении задач инверсной кинематики с целью снижения количества физических датчиков, размещенных на поверхности исследуемого объекта, для упрощения процессов обработки и передачи информации. За счет объединения данных как с костюма захвата движений, так и с виртуального аватара значительно ускорен процесс сбора информации, расширен объем обучающей выборки и смоделированы различные паттерны движений тел пользователей.
Ключевые слова: виртуальная реальность, отслеживание движений человека, инверсная кинематика, оптимизация систем отслеживания и захвата движений, цифровое представление человека
Благодарности. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (№ 22-71-10057, https://rscf.ru/ project/22-71-10057/).
Список литературы
Благодарности. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (№ 22-71-10057, https://rscf.ru/ project/22-71-10057/).
Список литературы
- Obukhov A.D., Volkov A.A., Vekhteva N.A., Teselkin D.V., Arkhipov A.E. Human motion capture algorithm for creating digital shadows of the movement process // Journal of Physics: Conference Series. 2022. V. 2388. N 1. P. 012033. https://doi.org/10.1088/1742-6596/2388/1/012033
- Azarby S., Rice A. Understanding the effects of virtual reality system usage on spatial perception: The potential impacts of immersive virtual reality on spatial design decisions // Sustainability. 2022. V. 14. N 16. P. 10326. https://doi.org/10.3390/su141610326
- Parger M., Mueller J.H., Schmalstieg D., Steinberger M. Human upper-body inverse kinematics for increased embodiment in consumer-grade virtual reality // Proc. of the 24th ACM Symposium on Virtual Reality Software and Technology. 2018. P. 1–10. https://doi.org/10.1145/3281505.3281529
- Caserman P., Garcia-Agundez A., Konrad R., Göbel S., Steinmetz R. Real-time body tracking in virtual reality using a Vive tracker // Virtual Reality. 2019. V. 23. N 2. P. 155–168. https://doi.org/10.1007/s10055-018-0374-z
- Feigl T., Gruner L., Mutschler C., Roth D. Real-time gait reconstruction for virtual reality using a single sensor // Proc. of the 2020 IEEE International Symposium on Mixed and Augmented Reality Adjunct (ISMAR-Adjunct). 2020. P. 84–89. https://doi.org/10.1109/ismar-adjunct51615.2020.00037
- Liu H., Zhang Z., Xie X., Zhu Y., Liu Y., Wang Y., Zhu S.-C. High-fidelity grasping in virtual reality using a glove-based system // Proc. of the 2019 International Conference on Robotics and Automation (ICRA). 2019. P. 5180–5186. https://doi.org/10.1109/icra.2019.8794230
- Liu R., Liu C. Human motion prediction using adaptable recurrent neural networks and inverse kinematics // IEEE Control Systems Letters. 2021. V. 5. N 5. P. 1651–1656. https://doi.org/10.1109/lcsys.2020.3042609
- Li J., Xu C., Chen Z., Bian S., Yang L., Lu C. Hybrik: A hybrid analytical-neural inverse kinematics solution for 3D human pose and shape estimation // Proc. of the IEEE/CVF Conference on Computer Vision and Pattern Recognition (CVPR). 2021. P. 3383–3392. https://doi.org/10.1109/cvpr46437.2021.00339
- Oyama E., Agah A., MacDorman K.F., Maeda T., Tachi S. A modular neural network architecture for inverse kinematics model learning // Neurocomputing. 2001. V. 38-40. P. 797–805. https://doi.org/10.1016/s0925-2312(01)00416-7
- Bai Y., Luo M., Pang F. An algorithm for solving robot inverse kinematics based on FOA optimized BP neural network // Applied Sciences. 2021. V. 11. N 15. P. 7129. https://doi.org/10.3390/app11157129
- Kratzer P., Toussaint M., Mainprice J. Prediction of human full-body movements with motion optimization and recurrent neural networks // Proc. of the 2020 IEEE International Conference on Robotics and Automation (ICRA). 2020. P. 1792–1798. https://doi.org/10.1109/icra40945.2020.9197290
- Bataineh M., Timothy M., Karim A.-M., Jasbir A. Neural network for dynamic human motion prediction // Expert Systems with Applications. 2016. V. 48. P. 26–34. https://doi.org/10.1016/j.eswa.2015.11.020
- Kucherenko T., Beskow J., Kjellström H. A neural network approach to missing marker reconstruction in human motion capture // arXiv. 2018. arXiv:1803.02665. https://doi.org/10.48550/arXiv.1803.02665
- Geigel J., Schweppe M. Motion capture for realtime control of virtual actors in live, distributed, theatrical performances // Proc. of the 2011 IEEE International Conference on Automatic Face & Gesture Recognition (FG). 2011. P. 774–779. https://doi.org/10.1109/FG.2011.5771347
- Degen R., Tauber A., Nüßgen A., Irmer M., Klein F., Schyr C., Leijon M., Ruschitzka M. Methodical approach to integrate human movement diversity in real-time into a virtual test field for highly automated vehicle systems // Journal of Transportation Technologies. 2022. V. 12. N 3. P. 296–309. https://doi.org/10.4236/jtts.2022.123018
- Sers R., Forrester S., Moss E., Ward S., Ma J., Zecca M. Validity of the Perception Neuron inertial motion capture system for upper body motion analysis // Measurement. 2020. V. 149. P. 107024. https://doi.org/10.1016/j.measurement.2019.107024