Summaries of the Issue

OPTICAL AND OPTICAL ELECTRONIC SYSTEMS. OPTICAL TECHNOLOGIES

1
The structure of an optical near-field location system with noise synchronization is proposed on the basis of the probability distribution study of level-crossing intervals of the normal random process.
6
Results of the tunable mirror objective for pulse terahertz reflectometer spectrograph-intravisor modeling with Zemax program use are presented.
9
A three-axis optical-electronic autocollimator with a tetrahedral reflector wherein two dihedral angles between facets have a small deviation from 90° is considered in the paper. It is established that such reflector allows to make independent measurements of the roll angle. The ways of autocollimator sensitivity increase while roll angle measuring are determined. The analysis of parameters of the three-axis optical-electronic autocollimator with increased roll angle measurement sensitivity is made.
12
Error calculation introduced by a spherical reflector form to the piston linear shifts measurement in the valve is considered in this paper. Error analysis is made according to the error dependence from the reflector radius. This error is established to be equal to 0,15mm and influences sufficiently the shift measuring results. Software-based error compensation method is suggested.

PHOTONICS AND OPTICAL INFORMATICS

17
Possible mechanisms for creative, inductive and abductive hypotheses to be put forward by two layered neural network with bidirectional interconnections, implemented by Fourier-holography technique are investigated.
FOCUSING PROPERTIES OF FRACTAL ZONE PLATES Yana Muzychenko, Zinchik Alexander A, Stafeev Sergey K.
22
The results of analytical and computer modeling of Fresnel diffraction of mono- and polychromatic light sources from the zone plates with fractal structure are presented. It is shown that the axial irradiance has additional peaks of intensity and exhibits fractal behavior. It is demonstrated that the application of fractal zone plates allows reducing chromatic aberrations by white light illumination in comparison with conventional Fresnel zone plates. The modeling was realized for fractal zone plates with different fractal dimension and generation level.
27
Two- and three-dimensional quantum waveguides in homogeneous electric field are considered. Mathematical models are constructed and are estimated using direct variation method. Field-induced shift of electron bound state is demonstrated for nanostructures of this kind.

ANALYSIS AND SYNTHESIS OF COMPLEX SYSTEMS

32
Formation problem of the vector-matrix modeling description (МD) for complex dynamic system (DDS) including anthropocomponents-operators based on interval representations is solved. By use of interval arithmetic and algebra methods, the value growth estimation of relative interval systems components of MD DDS is formed at transition from transfer functions to vector-matrix representation of a space condition method. By the received estimations applicability degree of the sensitivity theory tools within the limits of the first order sensitivity function for an estimation of variations by functional of DDS degeneration on angular realizations of interval system parameters of criterion matrixes is defined.
36
The analysis of seismic signals in passive location intelligent systems in terms of informative features selection is considered. Developed algorithm for the selection of informative features of seismic signals for a moving object (one person, group of people, cars) is described. Algorithm test results allow concluding the feasibility of its application in intelligent systems of objects and territory protection.
41
Spectral problem for two connected one-dimensional semicrystals is considered in the framework of Kronig- Penney model. Two variants of this connection are studied. The dispersion equations are obtained. The existence of bound states is shown. The dependence of the eigenvalues in the system parameters is described. The monodromy matrix technique is used.

INSTRUMENT-MAKING TECHNIQUE. ORGANIZATION OF PRODUCTION

MANUFACTURING CHARACTERISTICS OF GYRO-DEVICES PRECISION ASSEMBLIES Svetlana Yakovleva, Vladislav Gavryusev, Alexander G. Scherbak
47
This article presents the structural scheme of precision assemblies manufacturing providing stability of geometric shapes and dimensions and considering three interrelated step-by-step levels: material, detail, assembly. Main courses of dimensional instability have been revealed, probable criteria of dimensional stability estimation have been defined and methods for increasing and saving accuracy of devices have been suggested for every level.

COMPUTER SYSTEMS AND INFORMATION TECHNOLOGIES

51
The software for determination of chemical compound and scantily explored matters danger class based on the system analysis and information processing of their elementary composition, physical and chemical properties and toxic characteristics of their classification models is suggested. The high-quality prognosis of ecological danger of chemical compounds and scantily explored matters can be carried out by this software. This publication presents the description of software in C# language with Microsoft.NET technology.
THE GEOPHYSICAL ENVIRONMENT ANALYSIS ALGORITHM Demin Anatoly V., Tatiana Voytyuk, Vitaly Klimanov
56
The article describes the system structure for collecting and processing of geophysical information. Informational objects classification based on grouping of physical signals upon homogeneous properties was carried out. The geophysical environment analysis algorithm was described. It could be used in measuring system design, meant for collecting and processing of all types of geophysical information in real time.
60
An efficient method for flow modeling of incompressible viscous liquid with free border is presented. The method unites the projection method for solving the Navier-Stokes equations and the particle level set method for the free surface evolution. The method uses adaptively refined hexahedral meshes built “octal tree” tree data structure.
METHODS OF DIGITAL IMAGES MARKING IN THE FREQUENCY DOMAIN Wang Jian , Tropchenko Alexander Juvenalievich
64
The article deals with methods of images marking with digital watermarks, for example, for authentication of multimedia products. For combination of the implemented image compression algorithms based on wavelet transform with copyright protection algorithms, Xie Liehua method of wavelet marking is the most suitable. Just in that very method the digital signature is placed in the receptive significant portion of the transformed image, which is preserved the most completely by the compression algorithms.
68
Many applied problems of high dimensionality require performing of high-precision numerical calculations in the matrix algebra basis over a field of large numbers. Modern multiprocessor computer systems typically have 32 - or 64-bit architecture, which makes it difficult to perform operations on large numbers, and reduces the efficiency of these systems. A new method was proposed for performing calculations based on using the number system with parallel architecture as a basis for implementation of numerical calculations - a system of residual classes. Tool system is developed based on this method.
73
This article describes a domain-specific language (eDSL) for automata-based programming embedded into the Haskell programming language. Proposed eDSL supports extensive code reuse and validation of state-transition functions. This is achieved through developed representation of logical formula that is free from both fixed set of input variables and fixed set of predicates. This allows combination of states in automata even if they were designed for different sets of input variables.
77
We consider printable documents creation from business-applications and related generative programming problems. We give a description of Thorn language, which was designed for generative programming. Applying of Thorn for creation of HTML and MHT documents is covered. We consider WordProcessingML documents, list main related difficulties, and Thorn solution for WordProcessingML. A new technology that converts documents to the program that syntheses it, is described.
PROBLEM-ORIENTED PROCESSORS DESIGN Rustam Kovyazin, Nikolai Postnikov
81
The paper concerns selection of an appropriate CPU while designing a modern management-information system(MIS) with application level programming. It is shown that the traditional MIS design methodology not always provides suitable solution. In that case a new problem-oriented CPU is necessary to be created. A number of different subjects involved in the CPU design is researched: microarchitecture, instruction set architecture (ISA), instrumental tools, etc. This paper describes unique architecture of problem-oriented CPU for real-time digital signal processing named NL3 designed by LMT Ltd.
QUANTITATIVE ESTIMATION METHOD OF DIGITAL IMAGE CONTRAST Bezzubik Vitaly Veniaminovich, Nickolay R. Belashenkov, Nikiforov Vladimir O
86
A novel approach to the quantitative evaluation of digital image contrast is proposed on the basis of “center of mass” model. Comparative study results of new algorithm robustness to spatial noise are represented. It is shown that reliability of image contrast evaluation may be increased considerably in comparison with well-known techniques. Recommendations of new method application in optoelectronic systems of thermal cameras and digital microscopes are formulated.

COMPUTER-AIDED DESIGN

89
This article represents the algorithm that is used to identify all linear objects in the engineer drawings. After finishing its work the algorithm uses extracted data set to compute different thresholds that are typically entered by human in different image analysis systems. In this way the automation of such systems increases.

MATERIALS AND NANOTECHNOLOGY

94
Quantitive analysis of surface topography images for biological objects (red cells) obtained by scanning probe microscope (SPM) using probes of various types and geometric parameters is done. The results of image processing established the influence of geometric parameters of probes in SPM images of samples are traced and tentative criterion for probe selection while red cells research is determined.

INFORMATION SECURITY METHODS AND SYSTEMS

98
The main information security problems and types of threats of the open problem-oriented distributed agentbased information systems are considered in this paper. Different approaches to information security support (protection) in the open multi-agent virtual business environments based on mobile agent security system with centralized and decentralized control implementation and pro-active software components (agents) behavior simulation are proposed. Principles of functioning and common security system structure in the open multi-agent virtual business environment of innovation development have been designed.

NEW TECHNOLOGIES IN EDUCATION

104
The necessity of control systems automation for virtual educational environments is formulated. A control terminal model, designed for the Virtual History Museum of St. Petersburg State University of Information Technologies, Mechanics and Optics, is considered.

ECONOMICS AND FINANCES. MANAGEMENT

110
Cluster and branch analysis of Smolensk region small business in comparison with regions of the Central federal districts of Russia is made. Possible integration trends of the CFD regions of Russia in small business clusters from the point of view of their separate branches development level are defined.
114
Intrinsic definitions of strategic management, their importance for efficiency increase of managing subjects’ activity are represented in the article. The economic climate of managing subjects in sphere of capital construction and reconstruction and also the climate of their innovative processes are analyzed. Key strategic decisions necessary and sufficient for increase of productivity of innovative activity are defined and the general scheme of strategic management in innovation is offered.
117
Theoretical aspects of "competitiveness" concept are analyzed; key characteristics of the enterprise competitiveness and an estimation of a competitive position of separate products in the different markets are presented in the article. Criteria and main principles of the enterprise competitiveness maintenance are formulated.

BRIEF REPORTS

120
The dependence of inertia tensor identification accuracy from angles between the axes is studied in the problem of inertia tensor evaluation.
121
Software design method of automation extract systems of an optical fibre for parametrical optimization by means of technologies of neural networks is considered.
122
The process of mobile workstations protection as a part of automated state administration system and the task of financial loss estimation from computer attacks are considered.
ARTIFICIAL INTELLIGENT TECHNOLOGIES FOR DISTRIBUTED COMPUTATION FOR COMPLEX SYSTEM SIMULATION Sergey Maryin, Alexey Larchenko, Kovalchuk Sergey V., Konstantin Knyazkov, Ekaterina Bolgova, Boukhanovsky Alexander V
123
The paper covers issues of technological support for computer simulation tasks performed using highperformance distributed composite applications.
125
The paper covers issues of dynamic marine objects simulation in extreme operation conditions.
Copyright 2001-2019 ©
Scientific and Technical Journal
of Information Technologies, Mechanics and Optics.
All rights reserved.

Яндекс.Метрика

Аннотации номера

ОПТИЧЕСКИЕ И ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ. ОПТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

1
Исследуются законы распределения вероятностей длительности интервалов между выбросами нормальных флуктуаций при различных энергетических спектрах процесса и разных отсчетных уровнях. Рассмотрена возможность применения полученных результатов в системах ближней лазерной локации.
6
Представлены результаты моделирования перестраиваемого зеркального объектива для импульсного терагерцового рефлектометрического спектрографа-интравизора с использованием программы Zemax.
9
Рассмотрен трехкоординатный оптико-электронный автоколлиматор с тетраэдрическим отражателем, два двугранных угла между гранями которого имеют малое отступление от 90. Установлено, что такой автоколлиматор, построенный по схеме с переотражением пучка при использовании дополнительного плоского зеркала, реализует измерения угла скручивания с увеличенной чувствительностью. Проведен анализ влияния погрешности измерения вследствие влияния поворота отражателя на коллимационные углы.
12
Рассмотрен расчет погрешности, вносимой формой сферического отражателя в измерение линейных перемещений поршня в цилиндре клапана. Проведен анализ данной погрешности, выявлены зависимости этой погрешности от радиуса отражателя. Установлено, что данная погрешность составляет 0,15 мм, что значительно влияет на точность результата измерения перемещения. Предложен способ компенсации выявленной погрешности на программном уровне.

ФОТОНИКА И ОПТОИНФОРМАТИКА

17
Применительно к выдвижению гипотез нейронной сетью (НС) со связями, формируемыми методом голографии Фурье, исследовано влияние фильтрации, возникающей вследствие ограниченности динамического диапазона голографической регистрирующей среды, используемой для записи матрицы связей, на статистические характеристики паттерна внутренней репрезентации (ПВР) гипотезы.
ФОКУСИРУЮЩИЕ СВОЙСТВА ФРАКТАЛЬНЫХ ЗОННЫХ ПЛАСТИНОК Музыченко Я. Б., Зинчик А. А., Стафеев С. К.
22
Представлены результаты аналитического и компьютерного моделирования дифракции Френеля моно- и полихроматических источников света от зонных пластинок, обладающих фрактальной структурой. Показано, что в осевом распределении интенсивности возникают дополнительные максимумы интенсивности, число которых зависит от порядка генерации фрактала, а внутренняя структура фокусов обладает свойствами самоподобия. Продемонстрировано, что использование фрактальных зонных пластинок (ФЗП) позволяет уменьшить хроматические аберрации при их освещении белым светом по сравнению с обычными зонными пластинками Френеля. Моделирование было реализовано для фазовых ФЗП с различной размерностью и порядком генерации.
27
Рассмотрены системы из двухмерных и трехмерных плоских волноводов в однородном электрическом поле. Построены соответствующие математические модели, проанализированные с помощью метода прямой вариационной оценки. Продемонстрирована возможность управления положением связанного состояния электрона при помощи внешнего электрического поля в наноструктурах волноводного типа.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ

32
Ставится задача формирования векторно-матричного модельного описания (МО) сложной динамической системы(СДС) с антропокомпонентами-операторами на основе интервальных представлений. С использованием аппарата интервальных арифметики и алгебры формируется оценка роста значения относительной интервальности системных компонентов МО СДС при переходе от передаточных функций к векторно-матричному представлению метода пространства состояний. По полученным оценкам определяется степень применимости аппарата теории чувствительности в рамках функции чувствительности первого порядка для оценки вариаций функционалов вырождения СДС на угловых реализациях интервальных системных параметров критериальных матриц.
36
Рассматривается анализ сейсмических сигналов в интеллектуальных системах пассивной локации с точки зрения выделения информативных признаков. Описывается разработанный алгоритм выделения информативных признаков сейсмических сигналов для движущихся объектов. Результаты тестирования алгоритма позволяют сделать заключение о целесообразности его использования в интеллектуальных системах охраны объектов и территорий.
41
В рамках модели Кронига-Пенни рассматривается спектральная задача для двух соединенных одномерных полукристаллов. Изучаются два способа их соединения. Показывается существование связанных состояний. Описывается зависимость собственных значений энергии от параметров системы. Используется теория матриц монодромии.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

47
Представлена структурная схема изготовления прецизионных узлов, обеспечивающая стабильность их размеров и формы, рассматривающая три последовательных взаимосвязанных уровня: материал, деталь, узел. Для каждого уровня выявлены основные причины нестабильности, сформулированы возможные критерии оценки размерной стабильности и предложены технологические методы и средства повышения и сохранения точности изделий.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

51
Предложен программный комплекс для определения расчетного класса опасности химических соединений и малоизученных веществ на основе системного анализа и обработки информации об их элементном составе, а также выборочных физико-химических и токсикологических характеристик их классификационных моделей. С помощью предложенного программного комплекса представляется возможным более точно выполнить прогноз экологической опасности химических соединений и малоизученных веществ. Даны описания реализации программного комплекса на языке C# с использованием технологии Microsoft.NET.
АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ГЕОФИЗИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ Демин А. В., Войтюк Т. Е., Климанов В. А.
56
Представлена структура системы сбора и обработки геофизической информации. Проведена классификация объектов информации, исходя из группировки физических сигналов по однородным свойствам. Описан алгоритм анализа геофизической обстановки, который можно применять для проектирования измерительной системы, предназначенной для сбора и обработки различной геофизической информации в реальном масштабе времени.
60
Предлагается эффективная технология моделирования течения вязкой несжимаемой жидкости со свободной границей. В технологии объединены проекционный метод для решения уравнений Навье–Стокса и метод функции уровня и частиц для работы со свободной поверхностью. Расчет проводится на адаптивно сгущающихся гексаэдральных сетках типа «восьмеричное дерево».
64
Рассматриваются методы маркирования изображений цифровыми водяными знаками, например, для авторизации продукции мультимедиа. Для совмещения реализованных алгоритмов сжатия изображений на основе вейвлетпреобразования с алгоритмами защиты авторских прав наиболее подходит метод вейвлет-маркирования Ли Хуа. Именно в этом методе цифровая подпись помещается в восприимчиво значимую часть преобразованного изображения, которую рассмотренные алгоритмы сжатия стараются сохранить наиболее полно.
68
Многие прикладные задачи высокой размерности требуют выполнения высокоточных численных расчетов в базисе матричной алгебры над полем больших чисел. Современные мультипроцессорные вычислительные системы, как правило, имеют 32-битную или 64-битную архитектуру, что затрудняет выполнение операций над большими числами и уменьшает эффективность их использования. В результате работы над проблемой предложен новый метод выполнения вычислений, основанный на использовании в качестве базиса для выполнения численных расчетов системы счисления с параллельной архитектурой – системы остаточных классов. На основании предложенного метода разрабатывается инструментальный комплекс.
73
Описан предметно-ориентированный язык программирования (eDSL), встроенный в язык программирования Haskell и предназначенный для создания автоматных программ. Предложенный язык поддерживает повторное использование кода и валидацию функций переходов автоматов до их первого использования в программе. В рамках eDSL также разработано представление для логических формул над произвольными множествами переменных, не ограничивающее пользователя в выборе фиксированного логического базиса.
77
Рассмотрена проблема автоматической генерации документов и приложений, производящих эти документы. Приведено общее описание языка разметки Thorn, разработанного специально для задач порождающего программирования. Изложено использование языка Thorn для упрощения набора HTML и MHT документов. Изложены основные проблемы создания документов в формате WordProcessingML и методы их решения с помощью Thorn. Приведена технология порождения по документу исходного кода программы, создающей этот документ.
81
Рассмотрена проблема выбора процессора при проектировании современных информационно-управляющих систем(ИУС), поддерживающих программирование на прикладном уровне. Показано, что решение, предлагаемое традиционной методикой проектирования ИУС, не всегда дает удовлетворительный результат. Показана необходимость разработки нового проблемно-ориентированного процессора. Исследован ряд вопросов, возникающих в ходе проектирования архитектуры нового процессора: микроархитектура, система команд, инструментальные средства и др. Приведено описание оригинальной архитектуры проблемно-ориентированного процессора NL3, разработанного в рамках проекта ООО «ЛМТ» для обработки цифровых данных в реальном времени.
МЕТОД КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ КОНТРАСТА ЦИФРОВОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ Беззубик В. В., Белашенков Н. Р., Никифоров В. О.
86
Предложен и обоснован новый метод количественной оценки контраста цифрового изображения на основе представления «центров масс». Приведены результаты сравнительного исследования устойчивости предложенного метода к влиянию пространственных шумов. Показано, что достоверность оценки контраста изображений может быть существенно повышена по сравнению с оценками, получаемыми известными методами. Сформулированы рекомендации по применению метода в оптико-электронных системах автофокусировки тепловизоров и цифровых микроскопов.

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

89
Представлена система идентификации линейных объектов на инженерных чертежах. По завершении работы данная система получает набор данных, необходимый для определения различных пороговых значений, повышающих автоматизм алгоритмов анализа изображения.

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ И НАНОТЕХНОЛОГИИ

94
Проведен качественный анализ изображений рельефа поверхности биологических объектов (эритроцитов), получаемых с помощью сканирующего зондового микроскопа (СЗМ) при использовании зондов различного типа с различными геометрическими параметрами. Прослежено влияние геометрических параметров зондов на СЗМ-изображения образцов и определен ориентировочный критерий отбора зондов для исследования эритроцитов.

МЕТОДЫ И СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

98
Рассмотрены основные проблемы и виды угроз информационной безопасности открытых проблемноориентированных распределенных мультиагентных информационных систем. Предложены различные подходы к обеспечению информационной безопасности в открытых мультиагентных виртуальных бизнес-средах, основанные на реализации системы с централизованным и децентрализованным управлением безопасностью мобильных агентов, а также имитационном моделировании поведения их активных программных компонентов (агентов). Разработаны принципы функционирования и общая структура системы информационной безопасности в открытой мультиагентной виртуальной бизнес-среде (ОМАВБС) развития инноваций.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

104
Сформулирована необходимость автоматизации систем управления виртуальными образовательными средами(ВОС). Вследствие отсутствия автоматизированных систем управления (АСУ), отвечающих всем предъявленным требованиям и адаптированных для создания и функционирования ВОС – виртуального музея истории СПбГУ ИТМО (ВМУ), была разработана и предложена соответствующая модель АСУ ВОС.

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ. МЕНЕДЖМЕНТ

110
Проводится отраслевой и кластерный анализ деятельности малого бизнеса (МБ) Смоленской области в сравнении с регионами Центрального Федерального округа (ЦФО) РФ. Выявляются тенденции возможной интеграции регионов ЦФО РФ в кластеры МБ по уровню их развития отдельных отраслей.
114
Раскрываются сущностные определения стратегического менеджмента, их значимость для повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, анализируется экономическое состояние хозяйствующих субъектов в сфере капитального строительства и реконструкций, а также состояние их инновационных процессов. Обосновываются ключевые стратегические решения, необходимые и достаточные для повышения результативности инновационной деятельности, разрабатывается общая схема стратегического управления инновациями.
117
Рассмотрены теоретические аспекты понятия «конкурентоспособность»; представлены ключевые характеристики конкурентоспособности предприятия, а также оценка конкурентной позиции отдельных продуктов на разных рынках; сформулированы критерии и основные принципы обеспечения конкурентоспособности предприятия.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

120
При определении тензора инерции произвольного твердого тела исследуется зависимость точности идентификации тензора инерции от углов между осями.
121
Рассматривается метод проектирования математического обеспечения систем автоматизации вытяжки оптического волокна для параметрической оптимизации с помощью технологий нейронных сетей.
122
Рассматривается процесс обеспечения безопасности мобильных автоматизированных рабочих мест (МАРМ), входящих в автоматизированную систему государственного управления, и методический подход к оценке возможного экономического ущерба от компьютерных атак.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАСПРЕДЕЛЕННЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ Марьян С. В., Ларченко А. В., Ковальчук С. В., Князьков К. В., Болгова Е. В., Бухановский А. В.
123
Рассматривается задача обеспечения поддержки высокопроизводительных вычислений в области компьютерного моделирования, выполняемых на базе композитных распределенных приложений.
125
Предлагается подход к созданию программного комплекса для исследования динамики морских объектов в экстремальных условиях эксплуатации.
Информация 2001-2019 ©
Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики.
Все права защищены.

Яндекс.Метрика