Меню
Публикации
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
Главный редактор
НИКИФОРОВ
Владимир Олегович
д.т.н., профессор
Партнеры
Аннотации номера
ТЕХНОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
Единая система компьютерного тестирования: состояние и перспективы.
Васильев В. Н., Стафеев С. К.
5
Развитие сетевой инфраструктуры российской школы и постепенное расширение областей применения компьютерных технологий в реальном учебном процессе уже сегодня являются двумя доминирующими тенденциями, а завтра определят основной вектор развития всей системы образования. Они как нельзя лучше соответствуют провозглашенному курсу на системное формирование единого образовательного пространства: усиление контроля за выполнением требований образовательных стандартов, реализацию постоянного мониторинга учебных заведений, введение унифицированных по содержанию и форме государственных итоговых испытаний.
Cовременное состояние и перспективы развития системы тестирования знаний в системе дистанционного обучения для университета
Бобцов А. А., Лямин А. В., Чежин М. С.
23
Система компьютерного тестирования все шире и шире применяется в учебном процессе СПб ГИТМО (ТУ). При этом компьютерное тестирование рассматривается как элемент системы дистанционного обучения.
Технология фронтального тестирования студентов по трудно формализуемым дисциплинам (на примере культурологии)
Фомина Н. Н., Деньгинова И. Г.
28
Понятия "технология", "технология обучения", "новые информационные технологии" применительно к системе образования, особенно высшего, получили широкое распространение в 90-е гг. Это вызвано рядом причин, среди которых следует назвать необходимость замены устаревших форм и методов обучения современными, адекватно отражающими содержание учебного процесса, потребности его участников и новые возможности, которые создавались благодаря расширению сферы применения компьютеров в системе образования.
Опыт разработки и применения сетевой технологии тестирования с использованием Palm компьютеров
Волков С. А., Мельничук А. П.
36
С 1999 г. образцы измерительных материалов Центра тестирования Министерства образования РФ размещаются в сети Интернет на сайте самого Центра, а также в общероссийской университетской сети RUNNET (rostest.runnet.ru). Недостатком такой on-line подготовки к зачетному тестированию, в первую очередь, является высокая стоимость продолжительной работы в сети Интернет и привязка учащегося по месту и времени к сетевому персональному компьютеру.
Анализ результатов Palm тестирования студентов первого курса по физике
Королев А. А., Смирнов А. В., Кавтрева О. А.
39
В настоящее время в нашем техническом университете осуществляется компьютеризированная проверка знаний по физике студентов первого и второго курса. Они проходят тестирование с помощью наладонных компьютеров Palm.
Принципы создания аттестационных педагогических измерительных материалов и компьютерной тестирующей программы по курсу "Концепции современного естествознания"
Потеев М. И., Гой Е. Г.
43
Комплекс естественнонаучных знаний, лежащих в основе наук о живом, является важнейшей частью культуры современного человека. Учебная дисциплина "Концепции современного естествознания" как естественнонаучная составляющая образования служит средством формирования целостной картины мира, естественнонаучного миропонимания, базой для приобретения навыков использования концепции природосообразности при решении профессиональных задач.
ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Развитие системы дистанционного обучения в соответствии с целевой комплексной программой университета
Васильев В. Н., Шехонин А. А., Лямин А. В., Тарлыков В. А.
45
Одним из приоритетных направлений развития высшей школы является информатизация образования, осуществляемая путем внедрения в учебный процесс современных методов и технологий дистанционного обучения, позволяющих повысить качество, доступность и непрерывность образования и тем самым способствовать созданию открытого образовательного пространства в форме системы открытого образования.
Принципы построения лабораторной базы на выпускающей кафедре (на примере специальности 072300 – лазерная техника и лазерные технологии)
Тарлыков В. А., Храмов В. Ю., Шехонин А. А.
50
В настоящее время самым актуальным вопросом высшей школы России становится качество высшего образования. Понятие качества образования является многомерным, динамически развивающимся, включающим в себя все стороны образовательного процесса
Система дистанционного обучения как пример использования виртуальной образовательной среды
Гой Е. Г.
57
Развитие новых информационных и компьютерных технологий привело к созданию виртуальной образовательной среды нашего университета – системы дистанционного обучения. Созданная в 1998 г., она активно используется в учебном процессе вуза.
60
Кафедра электротехники и прецизионных электромеханических систем уже в течение целого ряда лет успешно внедряет в учебный процесс различные компьютерные технологии. За это время у нас накопился довольно большой опыт и собственное видение путей решения некоторых задач , которое считаю полезным довести до сведения и обсудить в широкой аудитории, ни в коей мере не претендуя на безусловную истинность заключений.
Виртуальная лаборатория по физике в WWW для 10-11 классов
Боярский К. К., Монахов В. В., Евстигнеев Л. А.
63
Обучение физике в средней школе вызывает многочисленные проблемы у учащихся. Это связано со сложностью курса физики, так как именно в нем вводится большое число новых концептуальных понятий. Одной из самых больших проблем в средней школе является наличие разных уровней подготовки и разных темпов обучения у разных школьников. Обычна ситуация, когда преподаватель не может проводить обучение всех учащихся с адекватной скоростью, а вынужден ориентироваться на "среднего" учащегося. В результате учащиеся, имеющие чуть меньшую скорость восприятия либо пропустившие часть занятий по болезни или из-за перехода из одного учебного заведения в другое, становятся стабильно отстающими и не могут догнать своих одноклассников.
72
Построение обучающих систем традиционно базируется на линейной или адаптивной модели диалога. Однако такая модель является односторонней, и она заключается в том, что обучаемому предъявляется модель преподавателя, которая, хотя и является четко сформулированной, но жестко привязана к цепочке вопросно-ответных кадров, предъявляемых обучаемому.
74
Электронный учебник занимает одно из центральных мест в развитии дистанционного образования. Электронный учебник, как и обычный, должен охватывать все основные вопросы программы отдельно взятой дисциплины. На основе публикаций по данной тематике попытаемся раскрыть понятие "электронного учебника".
76
В настоящее время при компьютеризации в той или иной степени практически всех областей деятельности появилось и множество языков программирования для разработки приложений в соответствующих областях. При этом встает вопрос, какой же язык предпочесть. Кроме личных склонностей программистов, следует учесть применимость языка в выбранной области знаний, т.е. характер создаваемой программы.
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Санкт-Петербургский виртуальный университет. Опыт создания, задачи и перспективы
Васильев В. Н., Колесников Ю. Л., Королев А. А., Щербакова И. Ю., Михновец В. Я.
79
Одним из последних образовательных проектов, реализуемых Санкт-Петербургским государственным институтом точной механики и оптики (техническим университетом) совместно с Российским государственным институтом открытого образования, является создание Санкт-Петербургского виртуального университета. Санкт-Петербургский виртуальный университет является региональным представительством в создаваемой в настоящее время Российской системе открытого образования.
Разработка и апробация типовых решений для системы Интернет-магазина научно-технической и производственной продукции учреждений и организации отрасли
Колесников Ю. Л., Щербакова И. Ю., Чуфаров Е. В., Лаврухина М. В.
88
Интернет-технологии в образовании переживают период бурного развития. В связи с этим актуальным является не только вопрос использования образовательных ресурсов Интернета, но и их формирование. Анализ современной базы информационных и компьютерных технологий в сфере образования показывает недостаточное развитие ресурсов представления информации о научно-технической и производственной продукции учреждений и организаций отрасли.
О разработке сервера виртуальных миров для университета
Меженин А. В., Тозик В. Т.
97
С исторической точки зрения системы человеко-машинного интерактивного диалога вступили в третий этап своего развития. Если на первом этапе взаимодействие осуществлялось с помощью некоего диалогового командного языка-интерпретатора (типа DOS), то на втором этапе диалог с компьютером проводился посредством текстово-графической информации (ярким примером является операционная система WINDOWS).
Создание элементов учебно-методического комплекса для студентов специальности "Информационные системы"
Сухорукова М. В.
100
Немаловажным фрагментом учебно-методического комплекса (УМК) для студентов специальности "Информационные системы" является курс лекций "Введение в специальность", означающий знакомство с кругом задач, решаемых в рамках будущей профессии. Такой курс необходимым образом должен включать в себя знакомство с информационными технологиями в самом широком их аспекте для изначального формирования профессиональной эрудиции. Хочется также отметить, что представление лекционного материала с помощью компьютерных технологий является очевидным атрибутом практически всех элементов УМК для полноценного обучения по этой специальности.
Создание мультимедийного программно-методического обеспечения по физике для самостоятельной работы студентов
Стафеев С. К., Койнов Р. В., Колмогоров К. А.
103
Основной задачей для создания мультимедийного программно-методического обеспечения по физике служит необходимость появления максимально доступного для широкой аудитории пользователей пакета демонстрационных программ, виртуальных лабораторных комплексов, конспектов лекций и т.д. Причины обусловлены тем, что в последнее время происходит сокращение числа аудиторных лекционных занятий и учащиеся вынуждены заниматься самообразованием.
Учебный комплекс "Системы приборного электропривода с полупроводниковыми преобразователями и компьютерным управлением"
Томасов В. С., Толмачев В. А., Синицын В. А., Гурьянов А. В., Денисов К. М.
111
По мнению международного общества силовой электроники IEEE (Newsletter, 2000, July), в настоящее время наступил "ренессанс в области силовой электроники". По его оценкам, в течение ближайших нескольких лет для 2000 крупнейших компаний мира потребуются порядка 100 тысяч квалифицированных специалистов в области силовой электроники. Учитывая, что в современном электроприводе происходит многократное преобразование электрической энергии при помощи устройств силовой электроники, необходимо при подготовке специалистов в области автоматизированного электропривода уделить достаточное внимание вопросам изучения специфики, связанной с дискретным характером электромагнитных процессов, имеющих место в энергетическом канале таких систем, и дискретным характером сигналов управления, обусловленных микропроцессорным управлением.
BARSIC – система разработки мультимедийных учебных комплексов и тренажерно-обучающих систем по физике
Монахов В. В., Колесников Ю. Л., Евстигнеев Л. А., Фастов С. А., Кожедуб А. В., Комаров Е. Ю.
116
В настоящее время в связи с бурным развитием мультимедийных и WWW-технологий ощущается необходимость использовать все преимущества этих технологий в учебных комплексах и тренажерно-обучающих системах.
На первый взгляд это кажется весьма простой задачей. Однако современные программные средства очень плохо интегрируются между собой. Поддержка работы с мультимедиа "напрямую" (на уровне открытых библиотек) в таких инструментальных средах, как C++, Java, Delphi и других, серьезно отстает от постоянно появляющихся новых возможностей и форматов.
Использование компьютерных технологий в преподавании естествознания в школе
Сергеева Е. А., Сиротинина О. Б.
125
В настоящее время в общеобразовательных школах введён новый предмет – "Естествознание". Его трактовка претерпевала различные трансформации – от природоведения до экологии. В частности, в принятом сегодня для изучения в массовой школе учебнике отмечается: "… курс направлен на то, чтобы помочь учащимся осознать единство и целостность природы при дальнейшем изучении отдельных учебных предметов, которые он предваряет, ориентирован на развитие системного мышления учащихся". По методике преподавания и содержанию предмета естествознание представляет определенную сложность как для преподавателей, так и для учащихся.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Влияние информационных технологий на активизацию взаимодействия преподавателя и студента
Горлушкина Н. Н., Старко Г. А.
129
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс в качестве педагогических инноваций ни у кого не вызывает сомнений. Однако процесс их поиска и внедрения, связанный с развитием нетрадиционных форм, методов и средств обучения, основанных на преимуществах компьютерных технологий, вызывает острые дискуссии среди педагогов.
Принципы координации в профессиональном обучении
Гусарова Н. Ф.
139
Успешность профессионального обучения, в особенности в области информационных технологий, прямо связана с формированием активно-личностного организационного климата. Этот тезис получил широкое освещение на уровне постановки задачи, однако пути его практической реализации изучены еще недостаточно. В настоящей статье рассматриваются вопросы формирования необходимого организационного климата на примере издания учебной литературы в вузе.
Что характерно для сегодняшнего издательско-полиграфического процесса?
Информационные технологии в управлении учебным заведением
Ищенко А. П., Береснев А. Д.
144
В современном учебном заведении одновременно работает множество структур, обрабатывая огромный объем учебной, административной и прочей информации. И, конечно же, наряду с обычными средствами управления информацией учебного заведения применяются компьютерные средства и технологии. Во многих случаях руководители учебных структур и преподаватели оперируют терминологией информационно-компьютерного направления, не уделяя должного внимания его средствам, возможностям, перспективам и требованиям.
Особенности постановки и перспективы развития профессионально-педагогического образования в технических университетах
Потеев М. И., Горлушкина Н. Н.
133
Возникновение рынка труда и рынка рабочей силы привело к тому, что профессиональная квалификация человека и перспективность освоенного им образования становятся решающими факторами его благополучия. Важным условием поддержания стабильного уровня жизни любого работника становится его профессиональная адаптируемость.
В связи с этим принципиально по-новому встает проблема подготовки специалистов и переподготовки взрослых людей, обеспечение кадровой поддержки службы занятости населения. И то, и другое требует новых решений.
Статистическая модель сохранения и развития знаний
Яковлев Е. Б.
151
Возможность познания законов развития общества и управления его развитием давно является предметом исследований. Проблема описания знаний, анализа их развития и измерения занимает значительное место в этих исследованиях. Наука переживала в двадцатом веке бурное развитие. Сейчас появляются симптомы снижения темпов развития науки. Законы формирования и развития научного знания, вопросы методологии научного поиска знаний становятся основными вопросами, ответы на которые могут определить пути дальнейшего развития общества.
157
Стратегия развития России до 2010 г. предусматривает дальнейшую модернизацию высшего образования при повсеместном внедрении новых образовательных технологий (НОТ), под которыми понимается процесс получения знаний, построенный на использовании новейших методик и приемов с использованием компьютерных, аудио- и видео технических средств.
Методика организационно-педагогического обеспечения формирования готовности к самостоятельной профессиональной деятельности
Козлова Е. С.
162
В настоящее время происходят значительные изменения в социально-экономической и политической областях деятельности нашей страны, которые существенно влияют на все сферы жизни, изменяют цель и характер труда и обостряют проблему повышения качества подготовки специалистов – педагогов профессионального образования. Учитывая постоянно увеличивающуюся информатизацию общества, широкое внедрение средств вычислительной техники и новых информационных технологий, появляется необходимость в специалистах, способных к самореализации и функционированию в этих условиях. Это включает использование инновационных технологий для реализации идей развивающего обучения и повышения качества учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая олимпиада в подготовке специалистов профессионального обучения: технология и результаты
Коршунова Т. Ю.
165
Естественнонаучный факультет СПб ГИТМО (ТУ) осуществляет подготовку специалистов в области профессионального обучения, учебный план которого включает блок психолого-педагогических дисциплин. Изучение педагогических дисциплин начинается на третьем курсе с "Философии и истории образования" (6 семестр), затем следуют "Общая педагогика" (7, 8 семестр) и "Профессиональная педагогика" (9 семестр). Также на пятом курсе проводится педагогическая практика.
Значение демонстрационного эксперимента в преподавании естественнонаучных дисциплин
Иночкин М. В., Карасев В. Б., Пузык И. П., Балашов К. П., Ермолаев В. С.
168
Реформирование системы образования (в том числе среднего и средне-специального) в России предполагается через вариативный принцип и, как следствие этого, через развитие системы учебных заведений различного типа.