Меню
Публикации
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
Главный редактор
НИКИФОРОВ
Владимир Олегович
д.т.н., профессор
Партнеры
Аннотации номера
ФИЛОСОФИЯ
Проблемы гуманитаризации технического образования
Васильев В. Н., Дульнев Г. Н., Золотарев В. М., Коровкин А. М., Колпакова Н. В.
5
Более ста лет идет поиск путей гуманитаризации технического образования. Но особенно остро эта проблема проявилась в последнее время. Большинство представителей технической интеллигенции считает, что для достижения определенного результата нет необходимости выходить за рамки узкой специализации. Оказывается, это не совсем так. Результат приходит тогда, когда твои интересы непременно соприкасаются с гуманитарными знаниями, культурой, эмоциональной и образовательной сферами.
20
Последнее десятилетие ушедшего века было отмечено в нашей стране повышенным интересом к синергетике и ее проблемам. За это время появилось огромное количество работ, посвященных различным аспектам синергетики и особенно ее методологическому статусу, были предприняты практические меры по созданию центров синергетических исследований, стали регулярно проводиться семинары по синергетике.
24
Проблема познания – вопрос о действительности знания, и, следовательно, вопрос об отношении человеческого познания к внешнему миру и о прояснении самой действительности как внутренней форы знания относится к непреходящим проблемам человеческого существования. То, как люди творят свою историю – и индивидуальную историю, и историю человеческих сообществ – в существенной степени зависит от наделенного сознанием самосознания и от критических размышлений о том, что такое познание, откуда оно возникает и каких результатов оно способно достигнуть.
Философия истории Т. Карлейля
Смоленков В. Е.
29
XIX век по праву считается веком историзма, его общую духовную тенденцию достаточно точно характеризуют слова Маркса: "есть только одна наука – история". Историзм и исторический метод проникли в этот период в большинство сфер человеческого знания и стали основой методологии многих наук.
Познание и реальность
Никитин В. Е.
33
Способы видения мира, лежащие в основе научного познания, исторически сформировались в процессе многовековой практической деятельности человека. Поэтому наука, научное познание как бы в свернутом, скрытом виде содержат в себе те навыки и познавательные установки, которые формировались вне науки и не всегда отчетливо осознавались и осмысливались. Так, в основе современного естествознания лежит естественная установка сознания, которая уже многие века является неписаным и нигде специально не формулируемым принципом, согласно которому в опыте нам дан мир таким, каким он существует "на самом деле".
Гуманитарное знание. Что это? К чему оно?
Садовников В. Н.
37
Сегодня весьма актуальными и обсуждаемыми являются вопросы гуманитаризации технического и естественнонаучного образования, место, роль и задачи гуманитарного знания. Почти ни у кого не вызывает сомнения, что именно философии принадлежит первенство среди гуманитарных наук. Только там, где нет культуры, философия предстает чем-то неожиданным и внушающим ужас, хотя философия и занимается отношением "человек – мир", исследуя, что есть мир, что есть человек, место человека в мире, творя тем самым тот или иной вариант жизнепонимания., формируя определенное отношение человека к миру и к самому себе, указывая человеку путь к благой жизни, определяя, что есть благо.
ПОЛИТОЛОГИЯ, ПРАВОВЕДЕНИЕ, СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
44
Бюрократию, как правило, не любят. В нашем представлении она одновременно сочетает в себе противоречащие друг другу качества – неэффективность и могущество. В научной литературе относительно сущности бюрократии существует два устоявшихся подхода. Первый объявляет, что бюрократия означает государственное управление. Второй состоит в обсуждении разнообразных значений термина "бюрократия", которым обозначаются такие явления общественной жизни, как некомпетентность, волокита, забота лишь о собственном благополучии.
Нематериальные блага юридического лица
Алексеев Г. В.
47
Одной из ключевых проблем частного права является социальная природа такого феномена, как юридическое лицо. Под юридическим лицом гражданский кодекс понимает организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Перспективы XXI века: от биполярности многополярному миру
Лукьянов В. Ю.
55
События конца ХХ – начала XXI вв. привнесли глобальные изменения в систему сложившегося мироустройства. Здесь уместно упомянуть проблемы идеологии – крах коммунистических режимов, исламских экстремизм, экономики – мировой кризис 1998 г. и т.д. Все это свидетельствует: мир стремительно меняется, причем меняется во всех отношениях и направлениях.
Феномен "социальной смерти" в социометрии Я.Л. Морено
Кузнецова В. В.
62
Возросший интерес к исследованиям в области социологии возродил к жизни труды многих интересных мыслителей. Таковыми являются и работы философа, психолога и социолога Я.Л. Морено.(1889–1974 гг.). На русский язык была переведена лишь только "Социометрия", изданная в 1958 г. В последние годы увидели свет также "Театр спонтанности" и "Психодрама". Социометрия как практический метод обретает новую жизнь, открываются ранее неизвестные аспекты в области социометрии, позволяющие по-новому взглянуть на многие явления в обществе и культуре.
Гуманитарная составляющая образования как фактор формирования ценностных ориентаций молодого специалиста
Заводсков В. К.
65
О. Тоффлер (A. Toffler) в работе "Третья волна" ("The third wave", N.Y., 1980) предрекал революционные изменения во всех сферах человеческой деятельности, вызванные компьютеризацией. М. Маклюэн (G.M. McLuhan) показал, что в мире разномасштабной и разноплановой информации (электронных СМИ, прежде всего) человек принуждается думать не "линейно-последовательно", а "мозаично", и основным структурирующим принципом сознания снова становится миф.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Апология этикета
Свечникова Н. О.
66
"Мне было некогда – просто не помню, когда еще я была так занята! Андрей дал мне книгу "Любезность за любезность", я читала ее каждый день и каждый день узнавала такие вещи, которые прежде не могли мне даже присниться.
Суп, оказывается, нужно было есть совершенно бесшумно, причем ложку совать в рот не сбоку, а острым концом. Подливку не только нельзя было вылизывать языком, как я это делала постоянно, но даже неприличным считалось подбирать ее с тарелки при помощи хлеба. Пока девушка не замужем, она, по возможности, не должна выходить со двора одна или с двоюродным братом…
К вопросу о художественном стиле 20-30-х гг. XX века в России и Западной Европе (конструктивизм)
Филичева Н. В.
75
Из многообразия художественных стилей и направлений в искусстве первой трети ХХ века (модерн, авангард, конструктивизм, Арт Деко, модернизм и др.) остановимся на анализе такого явления, как конструктивизм, который был одним из влиятельных архитектурных течений, отличающимся своим творческим методом, а также подходом к проблемам формообразования.
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
Синергетические подходы к преподаванию иностранного языка в высшей школе
Саловатова . А., Сухарева М. Э.
84
Изменения, происходящие в обществе и общественном сознании, опыт последних десятилетий, а также полученные новые знания привели к возникновению и развитию новых, смежных областей познания. Стала возможной интеграция наук, способствующая более полному, всестороннему восприятию мира. В связи с этим традиционные подходы к образованию часто оказываются несостоятельными, а иногда и безнадежно устаревшими. Одним из подходов, которые позволяют учесть последние тенденции в науке и образовании, а также обеспечить целостность при восприятии и передаче информации, является синергетический подход. Безусловно, как новые знания, так и новые подходы к образованию требуют иных, отвечающих уровню сегодняшнего дня, способов передачи и распространения информации.
Использование электронных учебников в системе дистанционного обучения при обучении иностранному языку
Маркушевская Л. П.
86
В современном мире невозможно представить систему образования без использования таких средств дистанционного обучения, как телевидение, видеозаписи, CD-ROM, электронные учебники. Дистанционное обучение – это система средств, форм, методических приемов взаимодействия обучающихся в образовательном процессе с использованием специальных программ, основанных на определенном учебно-методическом комплексе, где одним из основных предъявляемых требований является увеличение роли самостоятельной работы студентов в процессе обучения.
Методика проведения спецкурса "Особенности технического перевода для студентов технических факультетов 2-х курсов"
Примакина Т. В.
88
Лекционно-практический курс по техническому переводу введен на кафедре иностранных языков с 2000/01 учебного года. Переход к этой новой форме обучения вызван необходимостью так организовать учебный процесс, чтобы студенты наиболее полно овладели навыками технического перевода. Современные специалисты, выпускники технических вузов, часто сталкиваются с необходимостью читать литературу по специальности в оригинале.
МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
90
В процессе социально-экономического развития динамические процессы выступают в двух основных формах – циклической и хаотической
В традиционной классической экономической науке, основанной на функциональном анализе, фундаментальной проблемой является исследование равновесного циклического, устойчивого развития. Процессы в мире представляются как обратимые во времени, предсказуемые на необозримо большие промежутки времени. Классическая наука исключает случайность как нечто внешнее, несущественное.
94
Ликвидация в стране административно-плановой системы управления экономикой обусловила необходимость осмысления и поиска новых путей выхода из создавшихся кризисных ситуаций. Исторически сложившаяся годами технология управления и планирования базировалась на стационарных условиях хозяйствования.
Сущность и содержание реинжиниринга
Подлесных В. И.
96
В течение двух веков люди основывали и строили предприятия вокруг гениального открытия Адама Смита о разделении сложных промышленных работ на более простые операции. Но сегодня нам приходится осозновать, что корпорации должны основываться и строиться вокруг идеи воссоединения этих операций в связанные бизнес-процессы
Особенности методики формирования рациональной производственной структуры предприятия в рыночной среде
Пантелеев Л. Н.
109
В состав организационных и технико-экономических характеристик, используемых для анализа действующей производственной структуры, целесообразно включать: номенклатуру продукции; конструктивно-технологические особенности продукции; объем выпуска N и трудоемкость изготовления каждого наименования продукции t; принцип специализации (технологический, предметный, подетальный); степень унификации технологических процессов (единичная, групповая, типовая); степень автоматизации основных, вспомогательных процессов и функций управления; модели основного технологического оборудования; оснастку, нестандартное технологическое и контрольно-измерительное оборудование; средства технического оснащения; оборудование для погрузочно-разгрузочных работ; используемые транспортно-накопительные системы; применяемые системы технического обслуживания; доля затрат в себестоимости продукции, обусловленная производственной структурой; себестоимость изготовления единицы продукции; цена единицы продукции; суммарная себестоимость и стоимость (в ценах) объема выпуска всей номенклатуры продукции.
Целесообразность или соотношение стратегии предприятия и системы управления затратами
Варламов Б. А.
113
Несмотря на модные сейчас нефинансовые критерии оценки деятельности предприятия, только затраты обладают таким важным свойством, как возможность их количественной оценки. Данные о затратах, трактуемые правильным образом, способны предоставить менеджменту всю необходимую информацию для управления организацией.
Неологистические организационные структуры
Абакумов В. В.
117
Сейчас логистический менеджмент стал одним из повальных увлечений. Расчет ресурсов, оценка потребностей, "горячее" и "холодное" резервирование ресурсов – общепринятая практика. И это очень симптоматично. Логистикой занимаются там, где стремятся к экономии.
О новых стандартах на системы менеджмента качества и особенностях их применения для обеспечения качества образовательных услуг
Прохоров Ю. К.
120
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9000–2001 (ИСО 9000–2000) описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает соответствующую терминологию. Этот стандарт может использоваться как организацией, имеющей или создающей систему менеджмента качества, так и другими заинтересованными сторонами (потребителями, аудиторами, органами по сертификации и пр.).
124
В настоящее время среди многих российских и зарубежных организаций, занятых в различных сферах деятельности, все больший интерес проявляется к такому понятию, как организационная культура.
132
В соответствии с тенденциями социально-экономического развития решающая роль менеджмента определяется технологическим усложнением производства, увеличением его объемов, потребностью улучшения качества продукции, расширением связей между производителями и потребителями, усилением рыночных отношений, потребностью в принятии и реализации наиболее эффективных управленческих решений, изменением интересов и взаимоотношений людей в процессе производства. Эти тенденции определяют ответы на вопросы: каким должно быть управление сегодня и завтра? Что главное в его развитии?
Высшая школа и рыночные отношения
Жданов А. И.
134
Переход страны к рыночной экономике коснулся практически всех сторон деятельности человека в обществе, причем, помимо производства товаров и услуг, эти отношения все больше затрагивают сферу высшего образования. В Санкт-Петербурге существует постоянно растущий спрос на образовательные услуги, и соответственно ему все в большей степени формируется предложение. В городе работают 17 государственных академий, 23 государственных университета, 9 государственных институтов, более 50 негосударственных вузов, 22 военных вуза, причем более 50 % всех вузов города дают техническое образование. Общая численность студентов составляет около 300 тыс. человек, в том числе более 130 тыс. обучаются на дневных отделениях, из них примерно 10 % получают образование на платной основе.
МАКРОЭКОНОМИКА
Изменение структуры общественного производства и финансовые инструменты воздействия на нее
Филимонова Е. Г., Яковлева Е. Б.
139
К понятию структуры общественного производства в научной литературе относят соотношение между ее отдельными элементами. Различают институциональную и отраслевую структуру, а также пропорции, складывающиеся между различными сферами деятельности.
Значение ставки дисконта для теорий экономического оптимума
Богатова Е. В.
142
Общепринятый подход к оценке результатов реализации инвестиционных проектов заключается в сравнении итогового распределения ресурсов с оптимальным (эффективным) распределением. В многомерном анализе ситуаций, когда при заданных ресурсах и технологиях увеличение производства одного товара (услуги, блага) сопровождается снижением доступности другого товара (блага), с необходимостью применяются математические методы.
Современные проблемы безработицы среди молодежи
Яковлева Е. Б.
145
Безработица среди молодежи рассматривается как серьезная политическая проблема во всех странах. Степень этой проблемы настолько значима, что с момента своего возникновения в 1919 г. МОТ занимается разработкой положений и норм, улучшающих процесс адаптации молодежи на рынке труда. В 1998 г. на 86-й сессии Международной конференции по труду была принята резолюция о занятости молодежи. Эта резолюция распространяется на государства, которые являются членами МОТ, и соответственно на организации и работодателей, призывая их принять меры, нацеленные на улучшение качества и количество молодежной занятости.
ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ. ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРОГРАМНЫЕ СРЕДСТВА ОБОРОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Проблемы подготовки специалистов на факультете военного обучения
Жигулин Г. П., Карманов А. Г., Красильников Н. И.
149
Научная и практическая деятельность в различных областях знаний открывает новые направления развития постиндустриального общества, которые требуют профессионального подхода к управлению, совершенствованию и разрешению возникающих проблем во всех процессах и явлениях. Удовлетворение данных требований возможно при наличии системы подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, которая в зависимости от необходимости способна динамично видоизменяться в ходе естественного развития цивилизации.
Особенности и некоторые аспекты организации системы обучения и воспитания военных специалистов в гражданских вузах
Ленский А. В.
152
В организации воспитательной работы при подготовке военных специалистов из числа студентов гражданских вузов необходимо учитывать ряд тенденций и закономерностей разного уровня и порядка.
Организационно-функциональное обеспечение технологий практического обучения на факультете военного обучения
Громов А. В.
154
Современный корабль является сложным инженерным сооружением, включающим в себя ряд функциональных комплексов технических средств. В микрокосме корабля в миниатюре представлены все стороны человеческой деятельности. Управление этим миром – задача весьма ответственная, любая ошибка может привести к необратимым последствиям, ликвидация которых может потребовать серьезных финансовых и временных затрат, мобилизации дорогостоящих ресурсов, и т.п. Высокая боеготовность и безаварийная эксплуатация кораблей (подводных и надводных), решение функциональных задач невозможны без проведения многоуровневой систематической и планомерной подготовки личного состава. В любом случае максимальной эффективности подготовки можно добиться только при комплексном подходе к организации этой работы. При этом теоретические навыки приобретаются слушателями на лекциях и в ходе самостоятельной работы, а умения и навыки вырабатываются в ходе проведения семинаров, практических и групповых занятий, а также при выполнении дипломной работы.
Профотбор и социально-психологические исследования на факультетах военного обучения гражданских вузов
Перов А. В., Клеков В. А.
157
Современные условия учебно-воспитательного процесса предполагают не только качественный состав преподавателей, но и качественный состав обучаемых. В противном случае маловероятно достижение целей образования. Большую часть проблем, связанных с отбором, обучением и воспитанием студентов, решает лаборатория профотбора и социально-психологического изучения. Создание лаборатории на факультете военного обучения гражданского вуза продиктовано временем, а также руководящими документами, действующими в системе образования и воспитания.
159
Рассмотрим роль и особенности военной подготовки студентов в формировании педагогов профессионального обучения в области компьютерных технологий. Опишем опыт взаимодействия в этом направлении кафедры технологий профессионального обучения и Института комплексного военного образования Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики (технического университета).
Воспитание студентов, проходящих военное обучение
Бургонский А. С.
162
В настоящее время на факультете военного обучения (ФВО) воспитательная работа со студентами планируется командованием и проводится всеми офицерами-преподавателями – кураторами студенческих групп. Проводится большое число мероприятий воспитательного характера в отведенное распорядком дня время на самоподготовку и кураторскую работу, а также и во время учебного процесса (через читаемый предмет).