Summaries of the Issue

REVIEW ARTICLE

RECONFIGURABLE AND NONLINEAR METAMATERIALS Kivshar Yuri S , Orlov Alexey Anatolievich
1
We review the recent experimental results on reconfigurable and nonlinear microstructured metamaterials with negative refractive index. New types of reconfigurable metamaterials are suggested and described having either nonlinear magnetic or nonlinear electric response at microwave frequencies. By introducing a voltage variable capacitor as a nonlinear element within each resonator, the frequency shift of either magnetic or electric resonance is obtained at power changing of incident wave. A novel approach is discussed for efficient re-tuning of the transmission characteristics of metamaterials by the lattice period modulation. Some of the re-tuning mechanisms discussed here can be suitable for scaling toward optical wavelengths with useful applications realizable in a wide frequency range.

OPTICAL AND OPTICAL ELECTRONIC SYSTEMS. OPTICAL TECHNOLOGIES

11
   The main development tendencies of compact third generation infrared systems working by active-passive method are considered. The examples of these systems based on focal plane arrays for near-, short- and long- wave infrared ranges of optical spectrum are given.
COMPATIBILITY ANALYSIS OF FLUORINE SILICATE AND BOROSILICATE GLASS LAYERS FOR OPTICAL FIBER MANUFACTURING Korobeynikov Anatoliy Grigorievich, Gatchin Yuri A, Dukelskiy Konstantin V, Ter-Nersesyantz Egiche Vavikovich, Michail Eronyan, Natalia Nesterova
15
  Research results of MCVD optical fiber workpieces receipt of fluorineborosilicate and compatibility of glass layers and quartz glass doped with fluorine and B2O3 are given. Studies indicate the mutual incompatibility of these additives.  

PHOTONICS AND OPTICAL INFORMATICS

19
  Principles of digital holography and holographic microscopy as well as peculiarities of hologram recording are considered. Basic schemes of digital holograms recording for micro-objects, methods of resolution improving in digital holography and new methods of digital holography application for studying of micro objects are presented.
27
  High-frequency radiation generation at neon optical breakdown  by femtosecond few-cycle pulses is considered. It is shown that as the number of oscillations per pulse decreases up to just one, a shift of multiple harmonics to shorter wavelengths grows. The plasma dielectric nonlinearity leads to amplified redistribution of radiation energy to shorter wavelengths.
31
  The paper presents theoretical and experimental results of simultaneous nonlinear reflection of two femtosecond pulses at the fundamental ω1 and doubled ω2= 2ω1frequencies from a dielectric medium. It is shown that the reflection of the two-component radiation leads to light pulses generating at the triple and combination frequencies. Moreover, the reflected triple frequency radiation spectrum represents a superposition of two components: the triple 3ω1and combination 2ω2- ω1. Interference between these two components leads to spectrum modulation at 3ω1frequency while the time delay changing between the incident pulses. 
37
  Investigation results of a scaling method for digital images based on discrete wavelet transform (DWT) are presented. Estimates of image distortions under image interpolation using the DWT are obtained. Influence of the basis wavelets choice on the transform errors of images under scaling is investigated. 
40
  The studying possibilities of materials internal microstructure by optical coherence tomography with tunable wavelength (1305 ± 75 nm) on an example of  biological and artificial origin tissues are discussed. The images of tomograms (B-scans) and 3D-image of research areas are given.
45
  The choice of optimal image representation format is examined for data obtained by methods of optical coherent tomography in microstructure researches for random inhomogeneous mediums.  Formats analysis is done meeting the requirements of knowledge domain and experimental results of efficiency test for images representation in different formats are considered. Efficient formats and choice of their parameters are recommended.

LASER AND BIOMEDICAL TECHNOLOGIES

LASER CLEANING: ASPECTS OF INDUSTRIAL APPLICATION Veiko Vadim Pavlovich, Anton A. Kishalov, Timofey Mutin, Смирнов В. Н.
50
  The article deals with the main mechanisms of a metal surface laser cleaning. Experimental results of the metal surface cleaning with using of two laser types are given. The first laser works on 1,07 μm wavelength and has a 200 ns pulse duration and a 1 mJ pulse energy, the second laser works on 1.064 μm wavelength and has a 10 ns pulse duration, and 20 mJ pulse energy. Additionally, ranges of the laser cleaning application and its perspectives are given.
55
  Possibilities of optical coherencetomography method application with tunable wavelength (1305 ± 75 nm) for decorative and applied arts objects research, made by wood tarsia technique are considered. The images of B-scans and 3D-images of research areas are presented.
TERAHERTZ ABSORPTION SPECTRA OF 2,3- BIPHOSPHOGLYCERATE IN RED BLOOD CELLS AND THEIR PRACTICAL SIGNIFICANCE Lyudmila Kamysheva , Yaroslav Grachyov, Lyudmila Kiseleva, Vashurin Nikita S, Oleg Lopatiev, Ivan Zeldi, Popov Ivan I, Bespalov Viktor G
59
  The article deals with the study of 2,3-bifosfoglitserata diagnosis - an important organic phosphorus compound in the red blood cells of mammals.  Experimentally obtained transmission spectra of blood with the addition of riboxin, which is an inhibitor of 2,3-biphosphoglycerate (2,3-BFG) mutase, in the range of 0.1 to 1 THz are presented.

ANALYSIS AND SYNTHESIS OF COMPLEX SYSTEMS

NONLINEAR SYSTEMS CONTROL ON THE BASE OF HYBRID MODELS WITH ADAPTATION Sergey A. Kolyubin, Efimov Denis V., Nikiforov Vladimir O, Bobtsov Alexey Alexeevich
64
  The paper deals with the task of hybrid model synthesis for approximating of nonlinear systems dynamics. The model should be accurate as well as easy to implement for control algorithms development. Proposed approach provides real-time hybrid model adjustment. Combined control scheme has been considered.
68
  The paper deals with an output stabilization problem for a linear plant disturbed by an external unknown sinusoidal perturbation. The solution is obtained for a class of linear systems with parametric and structural uncertainties.
73
  The accuracy improving problem of scanning axis electric drive control system based on the contactless electromagnetic converter with limited rotationangle wasdiscussed. Vector-matrix model and modeling methodologyof the closed speed control loop with proportional differential regulator was proposed. Scanning process simulation was performedandlong-term structural solutions for the control system were proposed.

COMPUTER SYSTEMS AND INFORMATION TECHNOLOGIES

EVALUATION METHOD OF SPEECH SIGNAL CLIPPING LEVEL Sergey V. Aleinik, Matveev Yuri Nikolaevich, Andrey Raev
79
   The article deals with different evaluation methods of speech signal clipping level. A  new method for a speech signal clipping level evaluation is presented. It is shown that the new method has better characteristics than other well-known methods.
83
  This paper presents a model description used for the speakers’ segmentation task. The iterative formulas approximating  distribution of a posteriori speakers’ model parameters based on the made assumptions are given and the new original method for initializing model parameters is offered. The scheme of a speakers’ segmentation system based on developed approach is presented. The application of developed system gives relative reduction in error rate up to 26% both at Russian and English speech data bases.
THE USE OF DICTIONARY INFORMATION IN TEXT ANALYSIS Boyarsky Kirill , Evgeniy A. Kanevskiy, Stafeev Sergey K.
87
  Approaches to some problems solving at computer analysis of Russian text are described. The issues associated with lexical and morphological ambiguity removal, with complex objects-phrases allocation in the text and using features of the context to improve the accuracy of text analysis are considered. It is shown that the use of dictionary information can play a crucial role in removing both morphological and part of speech and lexical homonymy.
MTBEAM SOFTWARE PRODUCT FOR VISUALIZATION OF THE OPTICAL WAVE PACKETS DYNAMICS FROM A FEW OSCILLATIONS Dmitry Kislin, Knyazev Mikhail Alexandrovich, Victor Zvyagin, Kozlov Sergei A
91
  A software product is developed including a visualizer and calculation management program, able to solve the evolution fields modeling problem and spectra of electromagnetic wave packets that can have both spatial and temporal superbroadening spectra. The software package allows calculating not only locally, but on a remote computer or a supercomputer, and display  calculation results  in the form of charts and graphs. Examples of calculation visualization for diffraction on one-period terahertz pulse slit.
DYNAMIC PROPERTIES OF A NEURAL NETWORK MODEL OF SPATIAL MEMORY Lyakhovetskiy Vsevolod A. , Potapov Alexey Sergeevich
96
  A model for movements sequences memorizing (spatial positions) based on the hetero-associative neural network is considered. An estimating criterion for correctness of memorized data is proposed as the number of iterations necessary for transition into some steady state. This criterion is in good agreement with psychophysiological facts and can be utilized for unsupervised training of the neural network model. Interpretation of different error types from the position of nonlinear dynamics is given.
COMPRESSION OF THREE-DIMENSIONAL BIOMEDICAL IMAGES BASED ON OCTREE REPRESENTATION Innokenty Zhdanov, Potapov Alexey Sergeevich, Oleg Scherbakov
100
  The method of compression without losses based on octree representation in application to three-dimensional biomedical images was considered. The modification of this method that implements compression with losses using noises pre-filtering was suggested.  It is shown that this method is better in quality of compression than methods of two-dimensional compression with losses or without them (PNG and JPEG) applied to three-dimensional images layer-by-layer.

MATERIALS TECHNOLOGY AND NANOTECHNOLOGIES

MEASUREMENT OF STEEL MAGNETIC SUSCEPTIBILITY UNDER CRYOGENIC CONDITIONS Ilya Yu. Ivanov, Alexander A. Vasiliev, Marat E. Vznuzdaev, Sergey Vorobyov, Alexander Getalov, Sergey Kotov, Peter A. Kravtsov, Alexander V. Nadtochy, Viktor A. Trofimov
105
  Device for investigation of steel magnetic susceptibility at the cryogenic conditions has been designed and created in Petersburg Nuclear Physics Institute (PNPI). Experimental setup gives the possibility to measure the dynamic magnetic susceptibility in a wide range of temperatures (10-300K). Different types of stainless steel were tested and results are presented in the paper. Practical aim of the measurements was to find materials for the experiment MuSun with low magnetic susceptibility. 
POLARIZED ATOMIC BEAM SOURCE FOR POLFUSION EXPERIMENT Sergey N. Terekhin, Alexander A. Vasiliev, Maxim Mikirtychyants, Peter A. Kravtsov, Marat E. Vznuzdaev
109
  Laboratory forCryogenic and Superconducting of Petersburg Nuclear Physics Institute in collaboration with Saint Petersburg National Research University ITMO is creating a source of polarized atoms of hydrogen and deuterium for the international experiment to study nuclear fusion reaction of polarized deuterons (PolFusion). The experiment is taking place inRussia. Specialexperimental system will be done in frame of the project at Petersburg Nuclear Physics Institute. This article describes thebasic design principles of one set module - a source of polarized deuterium atoms. Radiofrequency dissociator and beam parameters control system are described in details.
THERMODYNAMIC ANALYSIS OF TWO-COMPONENT POLYMER BLENDS FORMATION Aleksander Podshivalov, Zuev Vyacheslav Viktorovich, Sergei Bronnikov
114
  The method of electronic microscopy is used to investigate morphology of the polymer blends containing polyethylene of low density (LDPE)/polyamide-6 (PA-6) in 75 %/25 % proportion with emulsifier and compatibilizer additives. Histograms of the PA-6 particles size, obtained at statistical analysis of the blend microphotographs are described using the model of aggregation, constructed within thermodynamics of irreversible processes. It is established that at the components blending the PA-6 particles are dispersingin the LDPE phase and subsequently coalescence. The influence of the quantity of both compatibilizer and emulsifier entered into the blend and on the mean size of the PA-6 particles and on the mechanical properties of the blends is revealed.

THERMAL PHYSICS AND THEORETICAL HEAT ENGINEERING

119
  The results of a thermal mode investigation of a two-range floating gyro are described. Calculations of stationary and non-stationary thermal modes of a gyro are carried out, its thermal model is presented and recommendations to design optimization for reducing of temperature perturbations influence are given. The direction of further researches for present investigation development is proposed.

COMPUTER-AIDED DESIGN SYSTEMS

CONVERGENCE IMPROVING OF THE FINITE DIFFERENCE METHOD BY INTERIM SOLUTION CALCULATING Grishentsev Alexey Yu., Korobeynikov Anatoliy Grigorievich
124
  The article deals with application currency ofthe finite difference method for differential equations solving with boundary conditions. A method for interim solution calculating for efficiency improvement of the finite difference method is suggested. Software implementation results of this method are given. Algorithmic implementation of the method in two-dimensional space is considered.

INFORMATION SECURITY METHODS AND SYSTEMS

128
  Issues of knownintrusion detection systems operation are stated. Architecture description of the developed intrusion detection system is given. The descriptions of used dynamic Bayesian network, learning algorithms and test domain network are cited. Errors of the first and second kind are defined during the operation of intrusion detection system. Comparative test results are given after the application of developed system and Snort system
INTERNET USER IDENTIFICATION METHOD Bessonova Ekaterina E, Igor A. Zikratov, Yuri Kolesnikov, Vladislav Roskov
133
The article deals with mechanisms for user identification in the Internet. A way of feature space forming for user identification is suggested and an identification method based on secondary characteristics of working environment is proved. A computational experiment was conducted for results verification.

ECONOMICS AND FINANCES. MANAGEMENT

138
  For the purpose of information support efficiency enhancement of regional information and communication systems (RICS) development forecasting a comprehensive analysis method of RICS development dynamics in view of socio-economic environment characteristics has been proposed. Information technologies and software toolkits for RICS system-dynamic models automated engineering have been developed.
144
  Interested parties in formation and realization of an effective commercial policy are revealed. The analysis of stakeholders modern mutual relations is carried out and directions of their interaction are offered.

BRIEF REPORTS

CASCADE REDUCTION APPROACH FOR IDENTIFICATION PROBLEMS Aranovskiy Stanislav V., Bobtsov Alexey Alexeevich, Pyrkin Anton Alexandrovich
149
Identification problem of the partial set of unknown parameters in the linear regression model was considered. The reduction procedure was proposed allowing rewriting of the original model in the reduced form containing less unknown parameters. The existence conditions of the reduced model were investigated coming to the linear independence of the exciting signals.
150
The article deals with the problem of the most informative features selecting for automatic emotional speaker’s state recognition. Genetic algorithm was used to obtain the optimal subset of features for a given quality criterion of recognition.
151
This paper presents the approach to speech synthesis based on hidden Markov models for the Russian language. State clusterization algorithm is used to improve the flexibility of the system. The scheme of excitation generation is also presented.
152
The article deals with construction and functioning of the automated gathering and performance estimation of homework carrying out with Internet technologies in remote leaning.
AUTOMATED SYSTEM DEVELOPMENT FOR NEUROSURGERY Yuri Skupov, Kiselev Sergey S., Andrey Anichkov, Yury Z. Polonsky , Alexander Seregin
153
The article deals with analysis of modern systems for stereotactic surgery. Calculation method for brain aims coordinates and pointing method are described. A new automated system and its operation principles are described.
156
Evaluation criteria of the color space applicability for mineral objects color description in terms of analysis, identification, and automatic separation efficiency by optical-electronic methods in automatic mode are discussed
157
This paper discusses the causes of errors in production planning and management policy at customer order intake in the supply chains.
Copyright 2001-2019 ©
Scientific and Technical Journal
of Information Technologies, Mechanics and Optics.
All rights reserved.

Яндекс.Метрика

Аннотации номера

ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ

1
Представлен обзор экспериментальных результатов в области перестраиваемых и нелинейных микроструктурированных метаматериалов с отрицательным показателем преломления. Предлагаются и описываются новые типы перестраиваемых метаматериалов, обладающих либо нелинейным магнитным, либо нелинейным электрическим откликом на микроволновых частотах. Посредством введения варикапа в каждый из резонаторов в качестве нелинейного элемента достигается сдвиг частоты магнитного или электрического резонанса при изменении мощности падающей волны. Обсуждаются подходы к эффективной перестройке передающих характеристик метаматериалов путем модуляции периода решетки. Показано, что некоторые механизмы перестройки, обсуждаемые в статье, могут быть применены в оптическом диапазоне длин волн. Показано ожидаемое применение перестраиваемых и нелинейных метаматериалов в широком частотном диапазоне.

ОПТИЧЕСКИЕ И ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ, ОПТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

11
  Рассматриваются основные тенденции развития малогабаритных инфракрасных систем 3-го поколения. Приводятся примеры разработок таких систем, базирующихся на использовании многоэлементных фотоприемных устройств, чувствительных в ближневолновом, коротковолновом и длинноволновом инфракрасных диапазонах оптического спектра.
АНАЛИЗ СОВМЕСТИМОСТИ ФТОРСИЛИКАТНЫХ И БОРОСИЛИКАТНЫХ СЛОЕВ СТЕКЛА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОПТИЧЕСКОГО ВОЛОКНА Коробейников А. Г., Гатчин Ю. А., Дукельский К. В., Тер-Нерсесянц Е. В., Ероньян М. А., Нестерова Н. А.
15
  Представлены результаты исследований MCVD процесса получения заготовок оптического волокна из фторборосиликатного стекла и совместимости слоев кварцевого стекла легированного фтором и B2O3. Результаты исследований свидетельствуют о взаимной несовместимости этих добавок. 

ФОТОНИКА И ОПТОИНФОРМАТИКА

19
  Рассмотрены принципы цифровой голографии и голографической микроскопии и особенности регистрации голограмм. Представлены основные схемы записи цифровых голограмм микрообъектов, методы повышения разрешения в цифровой голографии и новые методы использования цифровой голографии для исследования микрообъектов.
27
Рассмотрена генерация высокочастотного излучения при оптическом пробое неона фемтосекундными импульсами из малого числа колебаний светового поля. Показано, что при уменьшении числа колебаний в импульсе, вплоть до всего одного, происходит сильное смещение кратных гармоник в коротковолновую область спектра. Плазменная нелинейность диэлектриков приводит к усилению перераспределения энергии излучения в коротковолновую область.
31
  Представлены теоретические и экспериментальные результаты одновременного нелинейного отражения от диэлектрика двух фемтосекундных импульсов на основной ω1 и удвоенной ω2 = 2ω1 частотах при падении света на границу раздела сред, близком к нормальному. Показано, что при отражении такого двухкомпонентного излучения происходит генерация импульсов на утроенной и комбинационных частотах. При этом спектр излучения, отраженного на утроенных частотах, представляет собой наложение двух компонент: утроенной 3ω1 и комбинационной 2ω2 – ω1. Интерференция этих двух компонент приводит к модуляции спектра излучения, отраженного на утроенных частотах, при изменении временной задержки между падающими импульсами.
37
  Представлены результаты исследования метода масштабирования цифровых изображений. Получены оценки искажений при интерполяции изображений с использованием дискретного вейвлет-преобразования. Исследовано влияние выбора базиса вейвлетов на погрешности преобразования изображений при масштабировании.
40
  Обсуждаются возможности изучения внутренней микроструктуры материалов методом оптической когерентной томографии с перестраиваемой длиной волны (1305±75 нм) на примере изучения тканей биологического и искусственного происхождения. Приводятся изображения томограмм (B-сканов) и 3D-изображения областей исследования.
45
  Рассматривается выбор оптимального формата представления изображений, получаемых методами оптической когерентной томографии при исследованиях микроструктуры случайно-неоднородных сред. Проведен анализ форматов, удовлетворяющих требованиям предметной области, и рассмотрены результаты экспериментальной проверки эффективности представления изображений в различных форматах. Приводятся рекомендации по использованию форматов и выбору их параметров.

ЛАЗЕРНЫЕ И БИОМЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПРИМЕНЕНИЙ ЛАЗЕРНОЙ ОЧИСТКИ МАТЕРИАЛОВ Вейко В. П., Кишалов А. А., Мутин Т. Ю., Смирнов В. Н.
50
Изложены основные механизмы лазерной очистки металлических поверхностей. Приведены результаты экспериментов по лазерной очистке с применением двух типов лазеров: лазера на длине волны 1,07 мкм с длительностью импульса 200 нс и энергией импульса 1 мДж и лазера на длине волны 1,064 мкм с длительностью импульса 10 нс и энергией импульса 20 мДж. Показаны области применения лазерной очистки и ее перспективы
55
  Рассматриваются возможности применения метода оптической когерентной томографии с перестраиваемой длиной волны (1305±75 нм) для изучения предметов декоративно-прикладного искусства, изготовленных с применением техники деревянной интарсии. Приводятся изображения B-сканов и 3D-изображения областей исследования.
ТЕРАГЕРЦОВЫЕ СПЕКТРЫ ПОГЛОЩЕНИЯ 2,3-БИФОСФОГЛИЦЕРАТА В ЭРИТРОЦИТАХ КРОВИ И ИХ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Камышева Л. И., Грачев Я. В., Киселева Л. Б., Вашурин Н. С., Лопатиев О. А., Зелди И. П., Попов И. И., Беспалов В. Г.
59
  Работа посвящена исследованию диагностики 2,3-бифосфоглицерата – важного фосфорорганического соединения в эритроцитах крови млекопитающих. Представлены экспериментально полученные спектры пропускания крови с добавлением рибоксина, являющимся ингибитором мутазы 2,3-бифосфоглицерата, в диапазоне 0,1–1 ТГц.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ

УПРАВЛЕНИЕ НЕЛИНЕЙНЫМИ СИСТЕМАМИ НА ОСНОВЕ ГИБРИДНЫХ МОДЕЛЕЙ С АДАПТАЦИЕЙ Колюбин С. А., Ефимов Д. В., Никифоров В. О., Бобцов А. А.
64
  Решается задача синтеза гибридной модели, аппроксимирующей динамику нелинейной системы с достаточной точностью и имеющей удобную структуру для разработки соответствующих алгоритмов управления. Предложенный подход обеспечивает возможность адаптации результирующей модели в режиме реального времени. Рассматривается схема комбинированного управления.
68
  Рассматривается задача стабилизации по выходу линейного объекта, подверженного влиянию внешнего неизвестного синусоидального возмущения. Решение задачи получено для класса линейных систем, функционирующих в условиях параметрической и структурной неопределенностей. 
73
  Сформулированы проблемы повышения точности воспроизведения диаграммы сканирования электроприводом на основе бесконтактного магнитоэлектрического преобразователяс ограниченным углом поворота. Предложена векторно-матричная математическая модель и методика синтеза одноконтурной системы управления с пропорционально-дифференциальнымрегуляторомскорости. Проведено математическое моделирование процессов сканирования при заданных характеристиках магнитоэлектрического преобразователяи параметрах диаграммы сканирования, предложены перспективные структурные решения для системы управления.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

МЕТОД ОЦЕНКИ УРОВНЯ КЛИППИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО СИГНАЛА Алейник С. В., Матвеев Ю. Н., Раев А. Н.
79
Рассмотрены различные способы оценки уровня клиппирования речевого сигнала. Предлагается и исследуется новый способ оценки уровня клиппирования, обладающий лучшими характеристиками по сравнению с известными
83
  Приведено описание модели, используемой для решения задачи сегментации дикторов. На основе сделанных предположений приведены итерационные формулы аппроксимации функции апостериорного распределения параметров модели диктора и предложен оригинальный способ инициализации значений параметров модели. Приведена схема системы сегментации дикторов, реализованной на основе разработанного подхода. Применение разработанной системы дало относительную редукцию ошибки до 26% как на англоязычных, так и русскоязычных речевых базах.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ АНАЛИЗЕ ТЕКСТА Боярский К. К., Каневский Е. А., Стафеев С. К.
87
  Описаны подходы к решению некоторых проблем, возникающих при компьютерном анализе русскоязычного текста. Затронуты вопросы, связанные со снятием лексической и морфологической неоднозначности, с выделением в тексте сложных объектов-словосочетаний и с использованием особенностей контекста для повышения точности разбора текста. Показано, что применение словарной информации может сыграть решающую роль при снятии как морфологической, так и частеречной и лексической омонимии.
91
  Разработан программный продукт, включающий в себя визуализатор и программу управления расчетами, способный решать задачи моделирования эволюции полей и спектров электромагнитных волновых пакетов, у которых как пространственный, так и временной спектры могут быть сверхуширенными.Программный комплекс позволяет производить расчеты не только на локальном, но и на удаленном компьютере или суперкомпьютере, а также отображать результаты расчетов в виде диаграмм и графиков. Приведены примеры визуализации расчетов дифракции на щели однопериодного терагерцового импульса.
96
  Рассмотрена модель запоминания последовательности движений (пространственных позиций), основанная на гетероассоциативной нейронной сети. Предложен критерий оценки правильности запомненного материала как числа итераций, необходимого для перехода в устойчивое состояние. Этот критерий хорошо согласуется с психофизиологическими данными и может использоваться для обучения нейросетевой модели без учителя. Предложена интерпретация разных типов ошибок с позиций нелинейной динамики.
100
    Рассмотрен метод сжатия без потерь трехмерных биомедицинских изображений на основе их представления в форме октодерева. Предложена модификация метода, реализующая сжатие с потерями с использованием предварительной фильтрации и подавления шума. Показано, что предлагаемый метод превосходит по эффективности методы сжатия двумерных изображений как с потерями, так и без потерь (JPEGи PNG), примененные к трехмерным изображениям послойно.

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ И НАНОТЕХНОЛОГИИ

ИЗМЕРЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ МАГНИТНОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ СТАЛЕЙ В КРИОГЕННЫХ УСЛОВИЯХ Иванов И. Ю., Васильев А. А., Взнуздаев М. Е., Воробьев С. И., Геталов А. Л., Котов С. А., Кравцов П. А., Надточий А. В., Трофимов В. А.
105
  Криогенный индукционный магнитометр разработан и изготовлен в Петербургском институте ядерной физики. Прибор позволяет измерять магнитную восприимчивость материалов в широком диапазоне температур (10–300 К). Описаны технические особенности установки. Приведены результаты измерений динамической магнитной восприимчивости для нескольких марок высоколегированной нержавеющей стали. По результатам исследования дана рекомендация по применению одной из рассмотренных марок как конструкционного материала в ядерно-физическом эксперименте MuSun.
ИСТОЧНИК ПОЛЯРИЗОВАННЫХ АТОМОВ ДЕЙТЕРИЯ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТА POLFUSION Терехин С. Н., Васильев А. А., Микиртычьянц М. С., Кравцов П. А., Взнуздаев М. Е.
109
  Лабораторией криогенной и сверхпроводящей техники Петербургского института ядерной физики совместно с Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики создается источник поляризованных атомов водорода и дейтерия для международного эксперимента по исследованию ядерной реакции синтеза поляризованных дейтронов (Polarizeddd-fusionexperiment). Этот эксперимент проводится в России. Для этого в Петербургском институте ядерной физики создается специализированный экспериментальный комплекс. Описаны базовые принципы конструкции одного из модулей установки – источника поляризованных атомов дейтерия. Подробно рассмотрена конструкция радиочастотного диссоциатора и вопросы контроля параметров пучка.
114
  Методом электронной микроскопии исследована морфология смеси полиэтилена низкой плотности и полиамида-6 в соотношении 75%/25% с добавками эмульгатора и совместителя. Гистограммы размера частиц фазы, полученные при статистической обработке микрофотографий смеси, описаны с использованием модели агрегации, построенной в рамках термодинамики необратимых процессов. Установлено, что при смешении компонентов смеси происходит диспергирование частиц в фазе и их последующая коалесценция. Обнаружено влияние количества введенных в смесь совместителя и эмульгатора на средний размер частиц и механические свойства смеси.

ТЕПЛОФИЗИКА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ТЕПЛОТЕХНИКА

119
  Описаны результаты исследования теплового режима двухстепенного поплавкового гироскопа. Проведен расчет стационарного и нестационарного тепловых режимов прибора, представлена его тепловая модель, приведены рекомендации по оптимизации конструкции для уменьшения влияния температурных возмущений на точность показаний прибора. Предложено направление дальнейшей деятельности по развитию настоящего исследования.

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

124
  Рассмотрена актуальность применения метода конечных разностей для решения дифференциальных уравнений с граничными условиями. Предложен способ вычисления промежуточного решения для повышения эффективности метода конечных разностей. Приведены результаты программной реализации указанного способа. Рассмотрен принцип алгоритмической реализации способа в двумерном пространстве. 

МЕТОДЫ И СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

128
  Сформулированы проблемы, встречающиеся при функционировании известных систем обнаружения вторжений. Дано описание структуры разработанной модели системы обнаружения вторжений. Приведены описания используемой динамической байесовской сети, алгоритмов обучения и тестовой доменной сети. Определены ошибки первого и второго рода работы при эксплуатации системы обнаружения вторжений. Представлены сравнительные результаты тестирования при использовании разработанной системы и системы Snort. 
СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Бессонова Е. Е., Зикратов И. А., Колесников Ю. Л., Росков В. Ю.
133
  Рассматриваются механизмы идентификации пользователей в сети Интернет. Предложен способ формирования признакового пространства для идентификации пользователя, обоснован метод идентификации по вторичным характеристикам рабочей среды. Для проверки полученных результатов проведен вычислительный эксперимент.

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ. МЕНЕДЖМЕНТ

138
  Для повышения эффективности информационного обеспечения прогнозирования развития региональных информационно-коммуникационных систем предложен метод комплексного исследования динамики развития этих систем с учетом параметров социально-экономической среды. Разработаны информационные технологии и средства автоматизированного построения системно-динамических моделей региональных информационно-коммуникационных систем.
144
  Выявлены стороны, заинтересованные в формировании и реализации эффективной торговой политики. Проведен анализ современного взаимоотношения стейкхолдеров и предложены направления их взаимодействия.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

КАСКАДНАЯ РЕДУКЦИЯ В ЗАДАЧАХ ИДЕНТИФИКАЦИИ Арановский С. В., Бобцов А. А., Пыркин А. А.
149
Рассматривается задача идентификации неполного набора неизвестных параметров линейной регрессионной модели. Предложена процедура редукции, позволяющая свести исходную модель к редуцированной, содержащей меньшее число неизвестных параметров. Проанализированы условия существования редуцированной модели, сводящиеся к линейной независимости входных сигналов.
150
Исследуется подход к выбору наиболее информативных признаков в задаче автоматического определения эмоционального состояния человека по записям устной речи. Для получения оптимального подмножества признаков по заданному критерию качества распознавания использовался генетический алгоритм.
151
Представлен подход к построению системы синтеза речи на основе скрытых марковских моделей применительно к русскому языку. Для повышения ее гибкости применяется алгоритм кластеризации состояний. Представлен подход моделирования сигнала возбуждения.
152
Рассматривается построение и функционирование процесса автоматизированного сбора и оценки выполнения домашних заданий с использованием интернет-технологий в дистанционном обучении.
РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО КОМПЛЕКСА ВЫПОЛНЕНИЯ НЕЙРОХИРУРГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ Скупов Ю. А., Киселев С. С., Аничков А. Д., Полонский Ю. З., Серегин А. Н.
153
Проанализированы известные в настоящее время системы для стереотаксической нейрохирургии. Приведен принцип расчета координат внутримозговых мишеней и метод наведения на них. Описан новый автоматизированный комплекс и принцип его работы.
156
Рассмотрены критерии оценки применимости цветовых пространств для описания цвета минеральных объектов с точки зрения эффективности их анализа, идентификации, разделения оптико-электронными методами в автоматическом режиме.
157
Рассматриваются причины возникновения ошибок в производственном планировании и политике управления запасами готовой продукции при поступлении заказа потребителя в цепях поставок.
Информация 2001-2019 ©
Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики.
Все права защищены.

Яндекс.Метрика