Summaries of the Issue

OPTICAL AND OPTICAL ELECTRONIC SYSTEMS. OPTICAL TECHNOLOGIES

1
Silver nanoclusters influence on formation of PbSe QDs in fluorine phosphate glasses Nа2О-Р2О5-Gа2О3-А1F3-ZnО(Se)-PbF2 has been studied. Absorption spectra of the glasses containing silver nanoclusters and PbSe QDs (at diameter from 3,5 nm up to 13 nm) demonstrated a shift of the first ecxitonic peak position to the longer wavelengths than Ag-free glasses under given heat-treatment conditions. Moreover the absorption coefficients of the glasses containing silver nanoclusters and PbSe QDs are higher than ones for Ag-free glasses.
5
A common expression of the refraction law is proposed. The expression allows performing ray tracing through optical media with both positive and negative refraction index. Results of computer simulation are presented. It is shown that optical systems including elements from metamaterials provide low aberrations.
10
Mathematical description is suggested and optical system is designed creating rectangular light spot in wide oblique beam without tilt of light source and optical system. This description is applicable for using in automated design process and makes it possible to get satisfied illuminance uniformity in light spot.
LAMELLAR LATTICE SPACING AND IRIDESCENCE INTERFERENTIAL MODEL Anton Simakov, Smirnov Alexander Vitalievich, Boris Fedorov, Mikhail Ivanov
14
The numerical interferential model of the iridescence phenomenon in plagioclases has been developed. Iridescence spectra for group of reference labradorite samples with different iridescence colors have been calculated on the basis of interferential model. Modeling spectra of reference samples correspond to experimental ones within the error of 10-15 %. The possibility of iridescence plagioclases out of a visible range (in ultra-violet and near infrared areas) is proved as a result of modeling. The existence of interferential maxima in near infrared area is experimentally confirmed.
DATA PROCESSING SCHEME MODIFICATION FOR PHASE INTERFEROMETRICAL ACOUSTIC SENSOR Plotnikov Michael Yurievich, Sharkov Ilya A., Ivan G. Deyneka
20
Results of digital scheme design for high speed recording to micro SD memory card from electronic signals processing unit of interferometrical type fiber-optic acoustic sensor with FPGA and Xilinx ISE software development environment are presented. Experimental results are given, which show working abilities of proposed scheme with data record speed equal to141000 b/s.
SINGLE-PULSE WRITING AND VISUALIZATION OF TYPE II FIBER BRAGG GRATINGS Varzhel Sergey V., Kulikov Andrey Vladimirovich, Viktor V. Zakharov, Vladimir A. Aseev
24
The article presents the results of single-pulse writing of type II fiber Bragg gratings in birefringent optical fiber with elliptical stress cladding by a single KrF excimer laser pulse. Gratings diffraction efficiency induced by a single pulse exceeds 99.9% with a full-width at half maximum about 1 nm. Images of type II fiber Bragg gratings using differential interference contrast method and bright-field microscopy are obtained.

PHOTONICS AND OPTICAL INFORMATICS

29
Results of supercontinuum generation experiments in case of excitation by optical pulses with central wavelength 830 nm, duration 40-50 fs, energy up to 1,0-1,5 mJ are given. Supercontinuum radiation is detected in crystal DKDP and other crystals with X(2)-nonlinearity at range from 400 nm to 1450 nm, as well as up to 2200 nm, where radiation within blue range 400–2200 nm is mainly caused by parametric processes. Obtained radiation is inferior to supercontinuum generators based on micro structured fibers by the width of output spectrum.
INVESTIGATION OF LUMINESCENCE KINETICS IN PbS QUANTUM DOTS Litvin Alexander Petrovich, Parfenov Peter Sergeevich, Ushakova Elena Vladimirovna, Baranov Alexander Vasilievich
32
The dimensional dependence of the spectral and kinetic parameters of the PbS quantum dots luminescence has been investigated in a wide spectral range (0.8 - 2 microns). Registered lifetimes lie in the range of 0.25 - 2.7 ms, and decrease with the nanocrystal sizes growth. We consider a three-level model with the energy level in the forbidden zone to explain such long luminescence lifetimes. It is shown that the anomalous size dependence of the luminescence lifetimes can be related to the existence of transitions with both decreasing and increasing of energy at room temperature.
38
The paper deals with the compensation method for the spectral heterogeneity of the radiation source of a hyperspectral microscope for higher effective dynamic range of detecting video array.
PLANT TISSUE STUDY BY OPTICAL COHERENCE MICROSCOPY Gurov Igor P, Volynsky Maxim Alexandrovich, Zhukova Ekaterina V , Margaryants Nikita B.
42
The studying possibilities of plant tissues microstructure by optical coherence microscopy with a tunable wavelength (1305 +- 75 nm) are discussed. The images of tomograms (B-scans) and 3D-images of research areas for arboreous aloe (Aloe arborescens), ripsalidopsis (Hatiora gaertneri), zonal pelargonium (Pelargonia zonale) are given. Research results of suberization and the surface layers degradation are analyzed. The spectra of diffuse reflection from healthy, sick and dry tissues of leaves in the range of 900–1700 nm are shown.

ANALYSIS AND SYNTHESIS OF COMPLEX SYSTEMS

ADAPTIVE STABILIZING CONTROLLER OF A SIMPLE STRUCTURE Nikiforov Vladimir O, Gerasimov Dmitriy N
48
An adaptive stabilizing controller for a linear time invariant multi-input multi-output plant presented in a lower triangular form is proposed. The controller has a simple structure, because it has only one adjustable parameter and one simple adaptation algorithm of integral type. Robust modifications of the controller are also presented, and simulation results are given.
EIGENVECTORS STRUCTURE OF STATE MATRICES IN MULTICHANNEL SYSTEMS AS A DEGENERATION FACTOR Dudarenko Natalya Alexandrovna, Ushakov Anatoly Vladimirovich
52
The problem of systems degeneration of dynamic multichannel systems due to the eigenvectors structure of their state matrices is considered. The problem is solved in relation to the identification, controllability and quality estimation with the state vector norm.
OPTIMAL SYNTHESIS FOR DYNAMIC SYSTEMS WITH DELAY IN CONTROL Dmitry Muzyka, Peshcherov Ruslan O, Tertychny-Dauri Vladimir Yu.
58
The problem of the optimal control law formation for nonlinear dynamic systems with time delay in control channel is considered. Necessary optimality condition (Bellman equation) is proved for systems with delay in control channel in accordance with the principle of optimality. Conclusions are supported by numerical simulation in the optimal stabilization task of solid body rotation.
CAPACITIVE POSITION SENSOR FOR PLANAR ELECTRIC DRIVE Balkovoy Alexander P , Tyapkin Mikhail G
65
Planar electric drive based on planar linear motor found its application in the fast accurate planar (XY) motion tasks. Operation principle of the capacitor position sensor for the planar electric drive as well as methods of the signal processing are presented, developed prototype of the capacitive position sensor integrated into the armature of the planar linear motor is given. Results demonstrate the accuracy and resolution of the sensor.
70
The article deals with solution of magnetostatic field problems by boundary element method and its accelerating based on fast multipole method. This approach can significantly reduce the computational cost and solve problems with higher degree of freedom. Due to symmetric Galerkin formulation, this method can be used together with the finite element method for solving nonlinear problems of magnetostatics. Numerical experiments results demonstrating the effectiveness of this approach are presented.
75
The article deals with decomposition properties of n-dimensional digital signals on the baseline of rectangular hits. Linear transformation property realization, the condition of conservation of signal energy during the transition from the spatial to the frequency-spatial representation is shown. The transition to an orthogonal transformation configuration is formulated.
79
Multi-stage procedure of the query distribution optimization in cluster system using a combination of analytical modeling and simulation is proposed. This procedure makes it possible to find the optimal part of the redistributed query flow for different distributions of intervals between incoming requests and time of their service.
83
Faultness evaluation mathematical model for avionics item with loaded duplication and an additional unloaded reserve is designed. The model takes into account incomplete operation control of devices, and time delay in the engaging of unloaded device. Comparative analysis of structural reservation variants is done.

BIOMEDICAL TECHNOLOGIES

DRUG INTOXICATION INFLUENCE ON SPEAKERS’ VOICE FEATURES Andrey Raev, Matveev Yuri Nikolaevich, Tatiana Goloshchapova
88
The paper deals with analysis of speech recordings before and after speakers’ drug-abuse treatment. It is shown that there are no statistically significant dependences in distortions of speaker’s voice features on different groups of drugs and on the drug intoxication degree. The fundamental frequency changes are not regular and do not have general nature. The main reason for the fundamental frequency change is the speaker’s emotional state change, rather than drug addiction treatment. Studying the duration effect of narcotic drugs use on the speakers’ voice showed that for speakers with prolonged use of the heroin group drugs a tendency to decrease the fundamental frequency by about 3% per year was found.

COMPUTER SYSTEMS AND INFORMATION TECHNOLOGIES

94
Assessment technology for multi-agent distributed information systems reliability status based on fuzzy Markovian model, which nodes are represented as integral reliability indexes, has been developed. The index is an assessment of fuzzy equality degree between a current situation, which is described by reliability indexes system, and the situations, which corresponding to network safe functioning domain. The technology provides information and hardware system resources distribution identification for reliability goal achievement and support.
106
This article provides a method for semi-automatic morphological dictionary generation. Provided method makes it possible to simplify significantly the procedure of new dictionary generation and update and, thus, to increase the precision and recall values of DLP and IPC morphological parsers.
110
The article deals with the task of recognizing speech samples, recorded when speakers under test display the emotion of joy, from samples of the same speakers’ speech in a neutral state. Methods of nonlinear dynamics were used to solve the problem. Studies were performed on recordings from the base of Emo-DB (Berlin) and fragments of the Russian bases (Tver). A model housing of emotional speech was formed, consisting of twolevel database (sentences and phonemes), served as the basis for the initial evaluation of developed algorithms performance. Stable signs of nonlinear dynamics were formed - the attractor reconstruction and the recurrence plot. New quantitative signs were proposed for speech patterns classification of the person experiencing the joy emotion, based on estimates of the maximum vectors of the attractor reconstruction for the four quadrants.
115
A scalar optimization method based on evolutionary algorithms controlling by reinforcement learning is proposed. Reinforcement learning is used to choose the most effective fitness function at each generation of the evolutionary algorithm. Experimental results for a model problem H-IFF are given. Comparison of the developed method with other evolutionary optimization methods is performed. According to experimental results, the proposed method increases the effectiveness of evolutionary algorithms.

MATERIALS TECHNOLOGY AND NANOTECHNOLOGIES

120
The article deals with investigation of dielectric nanoparticles movement effect observed by electron microscope. In the experiments, 120 nm size polystyrene nanoparticles were moved over a substrate and fixed on the end of a closely placed metallic needle being charged under the electron beam. Interaction mechanisms in the system «particle–needle–substrate» were analyzed. Results of calculation and modeling are in agreement with experimentally observed effects. The observed effect can serve as a basis of a new method for precise movement of nanoparticles.
123
An impact of the exciting radiation frequency on the fluorescence spectra parameters of adsorbed molecules has been investigated. Observed effects are interpreted in the belief that electronic spectra of the dye molecules within nanoporous glass undergo an inhomogeneous broadening. In some cases, the found dependences demonstrate a non-monotonic character, that’s why inhomogeneous broadening not always might be described with simple Gaussian function. It has been proved that in present case the inhomogeneous broadening appears due to potential variations of intermolecular interactions between adsorbate and adsorbent. The mentioned variations take place due to variable local curvature of the pore surface and coexistence of certain stable molecule orientations on the surface.
PULSED FIBER LASER APPLICATION FOR SIO2/SI SYSTEM MICROSTRUCTURING Skvortsov Albert Matveevich, Veiko Vadim Pavlovich, Huynh Cong Tu
128
The effect of SiO2/Si system irradiation by pulsed ytterbium fiber laser PLI-1-50 on the morphology and system structural properties has been investigated. It is shown that during surface irradiation of the monocrystalline silicon wafer covered by a thin layer of thermally grown silicon dioxide (SiO2), there are significant structural changes associated with localization of the silicon strips of slip-lines and grid of slip-lines on the surface formed by the intersection of these strips. Phonon theory of the resulting microstructural topography has been considered.

THERMAL PHYSICS AND THEORETICAL HEAT ENGINEERING

134
The article deals with experimental results showing the application possibility of the battery heat sensor (Gerashchenko sensor) in non-stationary heat measurement with the method of parametric identification of the heat transfer model in the sensor.

INFORMATION SECURITY METHODS AND SYSTEMS

139
A new model of discretionary access control for file version control systems is suggested. Three-dimensional access control model based on Harrison-Ruzzo-Ullman discretionary model is considered. For management and control tasks solution the base operations of Harrison-Ruzzo-Ullman model are supplemented with new operations taking into account the persons access to object versions.

ECONOMICS AND FINANCES. MANAGEMENT

METHODS FOR ASIAN OPTION PRICING WITH PAYMENTS OF DISCRETE DIVIDENDS OUT OF AVERAGING PERIOD Kosyakov Mikhail S, Maxim Ponomarev, Dmitry V. Ivanov, Shpolyanskiy Yuri Alexandrovich
143
The article deals with two methods for Asian option pricing with arithmetic averaging and multiple payments of absolute discrete dividends out of averaging period: direct Monte-Carlo simulation and our suggested original method based on Crank-Nicolson finite-difference scheme with analytical Curran approximation as the terminal condition. The comparative analysis shows that the precision provided by the original approach is acceptable for practical problems with the grid settings recommended in the paper for different input parameters. The calculation takes a few milliseconds (or even fractions of ms) on a modern PC against seconds for the Monte-Carlo simulation.

BRIEF REPORTS

BRIEF REPORTS ON THE TERMINOLOGY ISSUES IN THE FIELD OF MECHATRONICS Shalobaev Evgeniy Vasilievich, Toločka Rimantas T
148
The publication covers topical issues of terminology in the field of mechatronics in connection with the 25-th anniversary of the term «mechatronics» appearance in Russia, as well as dissemination of the terms recommended by the Committee for standardization and terminology of the International Organization for theory of machines and mechanisms.
151
The article deals with summarizing of approximate rectified logarithmic characteristics method for stationary smoothing algorithms.
152
Based on experimental data, the trundle noise of the «wheel – rail» pair was selected as the dominant source of sound waves for approaching train detector.
153
The method of color rendition setting for optical-electronic vision systems based on the use of test table is proposed. This method makes it possible to analyze the observed objects color with a given degree of accuracy.
MULTIELEMENT COLOR LIGHT SOURCE Gorbunova Elena V., Oleg Lashmanov, Peretyagin Vladimir Sergeevich
154
The article deals with development results of an experimental prototype of multielement color light source in the LEDs matrix form for use in optical-electronic systems implementing a color analysis of observed objects.
FEATURES OF MINERALS COLOR ANALYSIS ALGORITHM Gorbunova Elena V., Petukhova D.B.
156
The article deals with color analysis algorithm structure of mineral objects for detection systems of optical sorters and for optical-electronic complexes for evaluation of solid minerals ore dressability.
Copyright 2001-2019 ©
Scientific and Technical Journal
of Information Technologies, Mechanics and Optics.
All rights reserved.

Яндекс.Метрика

Аннотации номера

ОПТИЧЕСКИЕ И ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ. ОПТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

1
Изучено влияние образования Ag-кластеров на рост РbSе-квантовых точек во фторофосфатном стекле системы Nа2О-Р2О5-Gа2О3-А1F3-ZnО(Se)-PbF2. Обнаружено усиление поглощения первого экситонного перехода при введении Ag при формировании квантовых точек одинакового размера. Зафиксировано увеличение размеров нанокристаллов при одинаковом температурно-временном режиме роста при формировании Ag-кластеров по сравнению с размерами квантовых точек в стеклах, не содержащих серебро.
5
Получено обобщенное выражение закона преломления для моделирования прохождения лучей через оптические среды как с положительным, так и с отрицательным показателем преломления. В результате компьютерного моделирования установлено, что оптические системы, содержащие элементы из метаматериалов, обладают малыми аберрациями.
10
Предложено математическое описание и рассчитана оптическая система, формирующая прямоугольное пятно света в широком наклонном пучке при отсутствии наклона источника света и оптической системы. Описание пригодно для использования в процессе автоматической оптимизации и позволяет достичь удовлетворительной равномерно-сти освещенности в световом пятне.
ПЕРИОД ПЕРИСТЕРИТОВОЙ РЕШЕТКИ И ИНТЕРФЕРЕНЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ИРИЗАЦИИ Симаков А. П., Смирнов А. В., Федоров Б. А., Иванов М. А.
14
Разработана численная интерференционная модель явления иризации плагиоклазов. На основе интерференционной модели рассчитаны спектры иризации для группы эталонных образцов лабрадора с разными цветами иризации. Модельные спектры эталонных образцов соответствуют экспериментальным в пределах погрешности 10–15%. По результатам моделирования обоснована возможность иризации плагиоклазов вне видимого диапазона (в ультрафиолетовой и ближней инфракрасной областях). Экспериментально подтверждено наличие интерференционных максимумов в ближней инфракрасной области.
20
Представлены результаты разработки цифровой схемы высокоскоростной записи данных на micro SD-карту памяти с блока электронной обработки сигналов волоконно-оптического акустического датчика интерферометрического типа на базе программируемой логической интегральной схемы с использованием программной среды разработки Xilinx ISE. Приводятся результаты эксперимента, подтверждающие работоспособность предложенной схемы при скорости записи данных 141000 бит/с.
ОДНОИМПУЛЬСНАЯ ЗАПИСЬ И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ВОЛОКОННЫХ РЕШЕТОК БРЭГГА ТИПА II Варжель С. В., Куликов А. В., Захаров В. В., Асеев В. А.
24
Представлены результаты записи брэгговских решеток типа II в двулучепреломляющем оптическом волокне с эллиптической напрягающей оболочкой одиночным импульсом KrF эксимерного лазера. Дифракционная эффективность решеток, индуцированных одиночным импульсом, превышает 99,9% при ширине спектра отражения на полувысоте около 1 нм. Изображения волоконных брэгговских решеток типа II получены методами дифференциального интерференционного контраста и светлого поля.

ФОТОНИКА И ОПТОИНФОРМАТИКА

29
Приведены результаты экспериментов по генерации суперконтинуума при возбуждении оптическими импульсами с центральной длиной волны 830 нм, длительностью 40–50 фс и энергией до 1,0–1,5 мДж. В кристалле DKDP и других кристаллах с нелинейностью (2) зарегистрировано излучение суперконтинуума в области от 400 нм до 2200 нм, причем излучение в синей области (400–480 нм) и в ИК области (900–2200 нм) обусловлено в основном параметрическими процессами. Полученное излучение не уступает по ширине выходного спектра излучению генераторов суперконтинуума на основе микроструктурированных волокон.
ИССЛЕДОВАНИЕ КИНЕТИКИ ЛЮМИНЕСЦЕНЦИИ КВАНТОВЫХ ТОЧЕК СУЛЬФИДА СВИНЦА Литвин А. П., Парфенов П. С., Ушакова Е. В., Баранов А. В.
32
Исследованы размерные зависимости спектральных и кинетических параметров люминесценции квантовых точек сульфида свинца в широком спектральном диапазоне (0,8–2 мкм). Зарегистрированные времена жизни лежат в диапазоне 0,25–2,7 мкс и уменьшаются с увеличением размера нанокристалла. Для объяснения больших времен жизни люминесценции рассмотрена трехуровневая модель с энергетическим уровнем в запрещенной зоне. Показано, что аномальная размерная зависимость времен жизни люминесценции может быть связана с существованием переходов как с понижением, так и повышением энергии при комнатной температуре.
38
Рассмотрен метод компенсации спектральной неоднородности источника излучения монохромного осветителя микроскопа-гиперспектрофотометра для повышения эффективности использования динамического диапазона регистрирующей видеоматрицы.
ИССЛЕДОВАНИЕ РАСТИТЕЛЬНЫХ ТКАНЕЙ МЕТОДОМ ОПТИЧЕСКОЙ КОГЕРЕНТНОЙ МИКРОСКОПИИ Гуров И. П., Волынский М. А., Жукова  Е. В., Маргарянц Н. Б.
42
Обсуждаются возможности изучения внутренней микроструктуры тканей растительного происхождения методом оптической когерентной микроскопии с перестраиваемой длиной волны (130575 нм). Приводятся изображения томограмм (B-сканов) и 3D-изображения областей исследования для тканей древовидного алое (Aloe arborescens), рипсалидопсиса (Hatiora gaertneri), пеларгонии зональной (Pelargonia zonale). Анализируются результаты исследования опробковения, деградации поверхностных слоев. Приведены спектры диффузного отражения здоровых, больных и сухих тканей листьев в области 900–1700 нм.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ

48
Для линейного стационарного многомерного объекта, представленного нижней треугольной канонической формой, предложен адаптивный регулятор стабилизации. Особенностью предложенного регулятора является простота его структуры – регулятор содержит всего один настраиваемый параметр и один простой алгоритм адаптации интегрального типа. Представлены робастные модификации регулятора, приведены результаты моделирования.
52
Рассматривается задача системного вырождения динамических многоканальных систем, порождаемого структурой собственных векторов матриц состояния. Задача решается применительно к ситуациям контроля управляемости, его идентифицируемости и оценке качества по норме вектора состояния.
58
Рассмотрена задача формирования закона оптимального управления для нелинейных динамических систем с запаздыванием по времени в канале управления. В соответствии с принципом оптимальности обосновывается необходимое условие оптимальности (уравнение Беллмана) для систем с запаздыванием в канале по управлению. Выводы анализа подкрепляются результатами численного моделирования в задаче оптимальной стабилизации вращения твердого тела.
65
Планарный электропривод на базе планарного линейного шагового двигателя получил применение в машинах, требующих высокой точности и скорости перемещения в плоскости XY. Описан принцип действия емкостного датчика положения планарного электропривода и методы обработки его сигналов, представлен разработанный прототип емкостного датчика положения, интегрированный в якорь планарного линейного шагового двигателя. В результатах представлена оценка разрешения и точности датчика.
70
Рассматривается схема решения задач магнитостатики методом граничных элементов и его ускорение, основанное на быстром методе мультиполей. Такой подход позволяет значительно снизить вычислительные затраты и решать задачи большей размерности. Благодаря использованию симметричной галеркинской постановки метод можно использовать совместно с методом конечных элементов для решения нелинейных задач магнитостатики. Приводятся результаты вычислительных экспериментов, демонстрирующие эффективность рассматриваемого подхода.
75
Рассмотрены свойства способа декомпозиции n-мерных цифровых сигналов по базису прямоугольных всплесков. Показано выполнение свойства линейного преобразования и условия сохранения энергии сигнала при переходе от пространственного к частотно-пространственному представлению. Сформулирован переход к ортогональной форме преобразования.
79
Предложена многоэтапная процедура оптимизации распределения потока запросов между кластерами вычислительной системы, использующая аналитическое и имитационное моделирование. Процедура позволяет найти оптимальную долю перераспределяемого потока запросов при различных законах распределения интервалов между поступающими в систему запросами и времени их обслуживания.
83
Построена математическая модель оценки безотказности изделия авионики, представленного в виде нагруженного дублирования с дополнительным «холодным» резервом. Модель учитывает неполный контроль работоспособности входящих устройств и время задержки во включении «холодного» устройства. Выполнен сравнительный анализ вариантов структурного резервирования.

БИОМЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

88
Проведен анализ фонограмм речи дикторов до и после лечения от наркотической зависимости, который показал отсутствие статистически значимых зависимостей искажения речевых характеристик диктора от разных групп наркотических средств и степени наркотического опьянения. Изменения основного тона не носят регулярного, общего для всех, характера. Главной причиной изменения основного тона является изменение эмоционального состояния диктора, а не выход из состояния наркотического опьянения. Исследование влияния длительности употребления наркотических средств на речь дикторов показали, что для дикторов, имеющих длительный стаж употребления наркотических средств героиновой группы, обнаружена тенденция к снижению основного тона примерно на 3% в год.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

94
Разработана технология оценки состояний надежности многоагентных распределенных информационных систем, основанная на использовании нечеткой марковской модели, узлами которой являются интегральные показатели надежности. В качестве показателя используется оценка, получаемая как степень нечеткого равенства текущей ситуации, которая описывается системой показателей надежности, ситуации, соответствующей области безопасного функционирования системы. Технология позволяет определить распределение в системе информационных и аппаратных ресурсов, обеспечивающее требуемый уровень надежности.
106
Предложен метод полуавтоматического формирования словаря морфологических описаний слов. Предложенный метод позволяет существенно упростить процедуру пополнения и актуализации словарей новыми словоформами и повысить таким образом показатели точности и полноты морфологических анализаторов DLP- и IPC-систем.
110
Рассмотрена задача распознавания образцов речи, зарегистрированных в момент проявления испытуемыми эмоции радости, от образцов речи этих же дикторов в нейтральном состоянии. Для решения задачи использованы методы нелинейной динамики. Исследования проведены на записях, взятых из базы Emo-DB (Берлин), и фрагментах русскоязычной базы (Тверь). Сформирован модельный корпус эмоциональной речи, состоящий из базы данных двух уровней (фраз и фонем), послуживший основанием для оценки работоспособности разрабатываемых алгоритмов. Выделены устойчивые признаки нелинейной динамики – реконструкция аттрактора и рекуррентный график. Предложены новые количественные признаки для классификации образцов речи человека, испытывающего эмоцию радости, основанные на оценках максимальных векторов реконструкции аттрактора для четырех квадрантов.
115
Предлагается метод скалярной оптимизации, основанный на применении эволюционных алгоритмов, контролируемых с помощью обучения с подкреплением. Обучение применяется для динамического выбора наиболее эффективной функции приспособленности для каждого вновь генерируемого поколения эволюционного алгоритма. Представлены результаты эксперимента по решению модельной задачи H-IFF с помощью предлагаемого метода. Проведено сравнение разработанного метода с методами многокритериальной оптимизации. Эксперименты показывают, что предлагаемый метод позволяет повысить эффективность работы эволюционных алгоритмов.

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ И НАНОТЕХНОЛОГИИ

120
Исследуется эффект перемещения диэлектрических наночастиц, наблюдаемый в электронном микроскопе. В проведенных экспериментах наблюдалось перемещение наночастиц полистирола размером 120 нм по подложке и их фиксация на острие подведенной металлической иглы, заряжающейся под электронным пучком. Проведен анализ механизмов взаимодействия в системе игла–частица–подложка под электронным пучком. Результаты моделирования и расчетов коррелируют с экспериментально наблюдаемыми явлениями. Наблюдаемый эффект может служить основой нового метода прецизионного перемещения нанообъектов.
123
Исследовано влияние частоты возбуждающего излучения на параметры спектров флуоресценции адсорбированных молекул. Приведена трактовка наблюдаемых эффектов, исходя из того, что электронные спектры молекул красителей в нанопористом стекле неоднородно уширены. Обнаруженные зависимости в ряде случаев имеют немонотонный характер, поэтому неоднородное уширение не всегда может быть описано простой функцией Гаусса. Показано, что природа неоднородного уширения в этом случае связана прежде всего с вариациями потенциала межмолекулярных взаимодействий адсорбата с адсорбентом. Эти вариации определяются переменной локальной кривизной поверхности пор и сосуществованием различных устойчивых ориентаций молекул на поверхности.
128
Исследовано влияние облучения системы SiO2/Si импульсным иттербиевым волоконным лазером ИЛИ-1-50 на морфологию и структурные свойства системы. Показано, что при лазерном облучении поверхности монокристаллической кремниевой пластины, покрытой тонким термически выращенным слоем SiO2, происходят существенные структурные изменения, связанные с локализацией на поверхности кремния полос линий скольжения и сеток линий скольжения, образующихся в результате пересечения этих полос. Рассмотрена фононная теория появления микроструктурного рельефа.

ТЕПЛОФИЗИКА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ТЕПЛОТЕХНИКА

134
Приведены результаты эксперимента, показывающие возможность применения батарейного приемника теплового потока (датчик Геращенко) в нестационарной теплометрии с использованием метода параметрической идентификации модели теплопереноса в датчике.

МЕТОДЫ И СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

139
Предложена новая модель разграничения доступа для систем контроля версий файлов. Рассматривается трехмерная модель разграничения доступа на основе дискреционной модели Харрисона–Руззо–Ульмана. Для решения задачи управления и контроля базовые операции модели Харрисона–Руззо–Ульмана дополнены новыми операциями, учитывающими доступ субъектов к версиям объектов

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ. МЕНЕДЖМЕНТ

143
Представлены два метода расчета цен опционов азиатского типа с арифметическим усреднением с учетом выплаты многократных дискретных дивидендов вне периода усреднения: метод прямого моделирования Монте-Карло и предложенный авторами статьи оригинальный подход, основанный на конечно-разностной схеме Кранка–Николсона с использованием аналитической аппроксимации Куррана в качестве терминального условия. Результаты сравнительного тестирования показали, что точность оригинального метода является приемлемой для практических задач при использовании рекомендованных в работе размеров сеток, зависящих от входных параметров. При этом время расчета составляет единицы (доли) миллисекунд на современном персональном компьютере в сравнении с единицами секунд для метода Монте-Карло.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

148
Рассматриваются актуальные вопросы терминологии в области мехатроники в связи с 25-летием появления в России термина «мехатроника», а также – распространением терминов, рекомендованных постоянным комитетом по стандартизации терминологии Международной организации по теории машин и механизмов.
151
Предлагается обобщение приближенного метода спрямленных логарифмических характеристик в случае решения стационарных задач сглаживания.
152
На основании экспериментальных данных шум качения пары «колесо–рельс» выбран в качестве доминирующего источника звуковых волн для обнаружителя приближающегося поезда.
153
Предложена методика настройки цветопередачи оптико-электронных систем технического зрения на базе использования тестовой таблицы, позволяющая осуществлять цветовой анализ наблюдаемых объектов с заданной точностью.
МНОГОЭЛЕМЕНТНЫЙ ЦВЕТНОЙ ИСТОЧНИК ИЗЛУЧЕНИЯ Горбунова Е. В., Лашманов О. Ю., Перетягин В. С.
154
Рассмотрены результаты разработки экспериментального образца многоэлементного цветного источника излучения в виде матрицы светодиодов, предназначенного для использования в оптико-электронных системах, реализующих цветовой анализ объектов контроля.
156
Рассмотрена структура алгоритма цветового анализа минеральных объектов для систем регистрации оптических сепараторов и оптико-электронных комплексов оценки обогатимости руд твердых полезных ископаемых.
Информация 2001-2019 ©
Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики.
Все права защищены.

Яндекс.Метрика